понедельник, 13 апреля 2015 г.

Основы композиции для Motion Campus. Дополнения и анализ



Привет всем еще раз! Прежде чем начать, хочу сказать, что Вы огромные молодцы! Я не ожидала такого фитбека, и скажу честно -  Вы меня очень удивили и с Вами приятно работать! Здорово, что творчески подходите к выполнению заданий, у кого-то получается очень круто, у кого-то почти круто! Тем не менее, стоит разобрать это задание, чем мы и займемся.

Предыдущая статья была довольно объемная и, даже не побоюсь сказать, что сложная. Не стоит удивляться, что возникли вопросы и трудности - редко где объясняют все это за 1 раз. У студентов зачастую уходят семестры и даже годы на то, чтобы понять основы композиции и научиться применять хотя бы малую часть своих знаний. Поэтому постараюсь поддержать Вас, как смогу: не расстраивайтесь, если не понимаете чего-то с первого раза, композиция - это дело наживное, чем больше будете практиковаться, тем круче будет результат; да и предоставленный материал не так то прост, его подолгу преподают в художественных заведениях, всячески изощряясь в выборе домашнего задания. 

Я прекрасно понимаю, что каждый из Вас хочет увидеть комментарии конкретно к своим работам, но сделать это довольно сложно, во-первых, потому что композиция штука довольно субъективная, а, во-вторых, смысл далеко не в том, чтобы разбирать положение того или иного треугольника или круга. Смысл как раз в том, чтобы обратить Ваше внимание на различные композиционные нюансы, запустить важнейший процесс накопления визуальной информации. 

Тем не менее, постараемся разобрать некоторые часто встречающиеся ошибки и детально рассмотреть методический подход к выполнению подобных заданий. Пробежим сначала по приемам композиции. В целом, я считаю, что задание понято, за исключением некоторых деталей. Повторим их.

Нюанс - незначительное отклонение объективных свойств, сходство выражено сильнее, чем различие, но это не значит, что предметы равны или одинаковы! Если Вы видите, что предметы в композиции немного различны по размеру или форме, цветовая гамма сближена - то это нюанс. Вы покупаете набор кастрюль - от большой до самой маленькой, типа матрешки - нюанс; причем по-хорошему маленькая кастрюля это не уменьшенный вариант большой, это самостоятельно спроектированная, пропорционально сложенная кастрюля, похожая на большую. Далее будут предложены иллюстрации и фотографии, рядом будет отмечен этот прием. Также Вы увидите довольно объемный список литературы, как минимум, поглядите картинки по темам. 
Модуль - да, безусловно это повторяющаяся единица. Но тут закралась хитрость: модуль не всегда один на всю систему, модулей может быть несколько. И применение модульности намного шире, чем просто кладка кирпича или плитки :) Самый яркий пример модуля - Ваша квартира, многоквартирный дом. Обычно в таком доме несколько планировок квартир - они-то и есть модули. Ваш шкаф или тумба тоже модульные системы. Всякие детский площадки - они ведь собираются из одинаковых деталей - из модулей. 

Надеюсь, стало немного понятнее? Вокруг все так интересно) Но нам следует продвигаться дальше, переходим к основной задаче. Разберем подробнее, что вообще нужно было сделать.

Ассоциативная композиция - это в первую очередь абстрактный визуальный ряд, вызывающий определенную эмоцию\ассоциацию. Сходство с тем или иным понятием/явлением достигается косвенно. Для того, чтобы выполнить такое задание можно воспользоваться следующей шпаргалкой: рядом с каждым понятием пишем свой ассоциативный ряд, он поможет провести простейшие аналогии, которые в дальнейшем можно будет графически интерпретировать. И вообще, не бойтесь облегчать свою работу, не бойтесь писать планы и шпаргалки - как раз те, кто готовится к выполнению работы и всячески планирует процесс, выигрывают на фоне спонтанных творческих гениев) 

Начнем с левого столбца, с физических явлений - их выразить графически будет проще. Сразу хочу заметить, что это далеко не единственный и унифицированный подход к выполнению этого задания - Вы можете что-то придумать свое, главное научиться мыслить! К тому же, все эти приемы можно переиграть и рассмотреть под другим углом - чем я Вам и советую заняться после. Например. Четкая форма - черный квадрат - прием контраст, четче не придумаешь. Но клякса от черной туши тоже имеет четкую границу - прием контраст, так четкая это форма или аморфная?..

Тяжелый. Массивный. Увесистый. Громоздкий. Давящий. Сразу представляется что-то грузное. Включим немного логическое мышление: тяжелый, значит обладающий большим весом, большой силой тяжести (вектор силы направлен вниз), что-то поддающееся гравитации. Визуально композиция будет казаться тяжелой, если будет находиться в нижней части листа, занимать бОльшую его площадь и масса будет показана заливкой - статика налицо, скажете вы. Или наоборот, будет показано что эту композицию тяжело удержать (более громоздкая часть на тонкой ножке, например) - прием динамика. 






Легкий. Воздушный. Невесомый. Что-то парящее в воздухе, стремящееся ввысь, легко поддающееся ветру. Основная контурная масса, стремящаяся вверх листа - динамика. Небольшой однородный предмет, зависший как бы в воздухе на фоне большой белой массы листа - контраст и статика. Больше воздуха в композиции, больше пространства и светлых пятен. 







Быстрый. Движение. Скорость. Динамика. (Вспоминаем, какая композиция выглядит динамичнее?) Направленные линии, треугольники, - динамичные формы, иллюзия падения,- все это поможет Вам передать движение на листе.




Медленный. Заторможенный. Размеренный. Спокойный. Явно плавные округлые линии.


Четкий. Резкий. Контрастный. Понятный. Ясный. Имеющий строго очерченную границу. Предмет, не требующий объяснений.




Аморфный. Бесформенный. Думаю, уже не стоит так детально объяснять - картина проясняется! Рисуем краказябру, капаем тушь в духе Поллока и получаем отличный экспрессивный результат.






Правый столбец, более эмоциональные пары, более творческие, более субъективные. Но если вдуматься, их "расшифровка" похожа на то, что мы с Вами уже рассмотрели. Можно провести прямые аналогии между приемами и явлениями. Вы можете придумать свои расшифровки, будет очень интересно прочитать!

Бодрый. Четкая, ясная и понятная композиция. Динамичные или статичные формы с резкими границами.

Усталый. Плавные, вялотекущие линии. Переплетения. Хаос, каракули. Свалка, неупорядоченность.





Целеустремленный. Строгая направленность движения в композиции. Один, ярко выраженный композиционный центр.

Рассредоточенный. Композиционного центра нет. 

Громкий. Что-то массивное, тяжелое, динамичное, колкое. Контрастные отношения.

Тихий. Что-то едва заметное, маленькое. Нюансные отношения.


Хочется также выделить некоторых авторов. Хвалю! Молодцы!
Алексей Тимкин

Ольга Никонорова

Даша Голубева





Список литературы и познавательные статьи:
Много хороших статей о композиции в граф. дизайне - kfk.comdiz.ru
      3. Основные контрасты первормформ
     9. Ритм и метр
Конструктивизм и эволюция видения
Статьи о курсах композиции, немножечко истории и вообще в разделе много чего интересного Предмет - композиция
Книги:
Стасюк "Основы архитектурной композиции"

Голубева "Основы композиции"
Иттен "Искусство формы" Сомов "Композиция в технике"
Чернихов "Основы современной архитектуры" (смотреть и изучать картинки)
Чернихов "Архитектурные фантазии" (смотреть и изучать картинки)
Чернихов "Конструкция архитектурных и машинных форм" (смотреть и изучать картинки)
Лесняк "Графический дизайн. (Основы профессии)" (смотреть и изучать картинки)


А теперь сравните пройденный материал с курсом строгановки)

Задание 1 курса по макетированию и основам композиции. К сожалению, хороших фотографий почти не осталось, так что попробуем разглядеть что-то полезное здесь.  На черном пенокартоне объемная композиция на стандартные композиционные приемы статика-динамика, контраст-нюанс, метр-ритм; основная задача - сделать композицию из бумажного квадрата 20 на 20 см, или около того. На переднем плане композиция в кубе; задача - вписать коспозицию в строго ограниченные рамки куба, материал - бумага или пенокартон. 




Задание 1 курса по колористике - цветовые ассоциации. Цель: в разных техниках выразить физические и эмоциональные состояния, постараться максимально передать ассоциативную связь.

Задание 2 курса по композиции - абстрактная ассоциативная композиция для витрины в магазине. В моем случае - магазин роликов для agressive inline. 

Задание 3 курса по проектной графике - модульный макет животного, в моем случае - многоножка. Задача: стилизовать форму любого животного для выполнения в единой модульной структуре. Основная часть туловища выполнена из одинаковых частей - модулей, дополненных еще 2мя элементами - хвостом и мордой с однотипным вариантом крепления. 

Я далеко не любитель фотографировать свои работы, но, тем не менее, кое-что Вы сможете поглядеть у меня в альбоме working shiva.

После освоения композиционных правил, я полагаю, Вам станут интересны всяческие стилизации - ведь далеко не все умеют преобразовывать форму, а это важно. Ведь наивное копирование из той или иной области вряд ли назовешь хорошим дизайном. Представьте, если бытовые приборы, внешне отдаленно похожие, например, на рыб, в точности повторяли их - вместо стильных футуристических ламп у нас висели бы кальмары под потолком, а вместо освежителя воздуха сидел какой-нибудь жук. Или вместо телевизионных абстракций, пытающихся передать стилистику телеканала, использовать только фотки из интернета? Или всех персонажей в мульфильмах сделать с 100%-ой анатомической точностью, - смотрелось бы это нелепо.

Желаю всем огромных успехов в освоении композиционных приемов! Изучайте окружающий мир, черкайте в блокноте всякие каракули, старайтесь передать настроение, какое-то свойство, действие. Читайте умные книжки, листайте хороших графических дизайнеров и студенческие работы (к примеру, преподаватель и известный типограф А.Васин ведет отличный видеоблог в своей школе Т-24, а также снимает просмотры МГУПа). Вы и сами не заметите, как прокачаете навык композиции) Если будут вопросы, пишите в группу Motion Campus или добавляйтесь в друзья





Комментариев нет:

Отправить комментарий