Прежде чем взяться за чтение этого материала, убедительная просьба вооружиться бумагой и карандашом\ручкой\маркером, и постараться зарисовать для себя все образы, которые здесь описаны и которые будут приходить в процессе чтения, обязательно подписать. Статья довольно емкая и сложная, возможно, Вам придется перечитать ее несколько раз. Делая наброски во время чтения вы лучше усвоите изложенную информацию, создадите для себя связь текстовой и визуальной составляющей. Это будет первая часть сегодняшнего задания. Итак, начнем.
Продолжая разговор о композиции, также следует обратить внимание на классификацию некоторых ее приемов и эмоциональную составляющую. Постараемся совместить эти аспекты в одной заметке. Для начала необходимо познакомиться с основополагающими приемами композиции, которые вы можете наблюдать абсолютно везде - от классического искусства и архитектуры, до модных роликов и айдентики. Грубо говоря, эти приемы - аксиомы, применимы для любой графической информации. Не знаю, имею ли я права сравнивать композицию с математикой, но в первой, как и во второй нет и не может быть ничего случайного. В хорошей композиции, даже если это не видно с первого взгляда всегда, есть взаимосвязь предметов и форм. В самой импульсивной композиции, порой, если вглядеться можно увидеть общепризнанные законы построения и организации, будь то какая-либо модульная сетка, в т.ч. и золотое сечение. Другое дело, что художники-дизайнеры не всегда задумываются о сложном построении своих композиций, делают все "по наитию", и что характерно, получают результат. В этом есть доля истины - после изучения теоретической базы, вы также станете присматриваться к окружающему миру, выявлять законы построения и организации формы, строить свои композиции по законам, а после, накопив критическую массу, наступит момент, когда вы сможете ее "чувствовать". Именно ради этого перехода сейчас необходимо такое большое количество теоретических основ и заданий.
В прочем, вернемся к теории. Не будем отдельно выделять симметрию и асимметрию, они всем хорошо известны, о разных проявлениях поговорим в сочетании с другими принципами. Вообще, сложно в реальной жизни встретить проявление только одного композиционного приема, зачастую, они раскрываются только в сочетании друг с другом, а чаще всего, используются все и сразу, так как неразрывно связаны друг с другом. Предлагаемое разделение условно, но тем не менее, необходимо для классификации. Дальнейшее изучение этого вопроса приведет Вас к пониманию и композиционного равновесия, и единства формы - для достижения которых и используют все ниже перечисленные приемы. Также эти знания помогут вам выявлять идею любой композиции - основной организующий композиционный прием, который является связующим звеном любой работы. Начнем с наиболее простых приемов, и параллельно будем отвлекаться на более общие модели.
1. Динамика - это композиционный прием, создающий впечатление движения и внутренней динамики. С помощью этого приема передаются стихийные, напряженные и эмоциональные композиции; вспомним всем известную композицию Эля Лисицкого "Клином красным белых бей". Динамика в композиции создается зачастую с помощью односторонней направленности формы (когда все предметы направлены по одной оси), разницей величин предметов и пропорций - композиция, в которой разница в величинах предметов наиболее выражена, всегда будет динамичнее, чем та, в которой предметы одинаковы. Также и с пропорциями: острые, тонкие, обтекаемые, направленные формы - яркий пример динамики. Также, маленькая хитрость - диагональ из правого верхнего угла в левый нижний (восходящая) всегда глазом воспринимается как более динамичная, чем диагональ, проведенная из левого верхнего угла в правый нижний (нисходящая).
*Композиционное или визуальное равновесие. Визуальное равновесие должно присутствовать в любой композиции, даже если она экстремально динамичная - глаз всегда стремится к нему, любому вгзляду кажутся шаткими и неприятными несбалансированные композиции. (Подробнее: Р. Арнхейм Искусство и визуальное восприятие) Визуальное равновесие всегда связано с физическим, глаз стремится к физическому центру предмета, интуитивно чувствуя его. Четкое визуальное равновесие это отнюдь не только симметричные статичные формы, как раз наоборот, способность к гармонизации сложных асимметричных композиций говорит о вкусе и профессионализме автора.
Зрительное восприятие начинается с выделения общих структурных особенностей объекта. В первую очередь воспринимается отношение предметов и пространства. Затем осваиваются отношения между предметами, затем между деталями предметов. И создается четкое представление о целом. Примеры: Василий Кандинский "Параллельные диагонали"; Казимир Малевич "Супрематические композиции"; далее Яков Чернихов иллюстрации к книге "Конструкция архитектурных и Машинных форм"
2. Статика, как мы уже поняли, противоположность динамики. Это состояние покоя, уравновешенности, незыблемости. Формы сближены по массам, текстурам, цветовому решению. Предметы с ярко выраженной осью симметрии или явным цетром наиболее статичны. Абсолютная статичность встречается редко, статика наиболее ярко раскрывается в контрастных сочетаниях с динамикой. Пример: Этьен Луи Булле "Кенотаф Ньютона", Казимир Малевич "Черный квадрат", "Черный крест"; Пит Мондриан "Композиция с красным, синим и желтым"
3. Контраст - противопоставление, казалось бы все просто с первого взгляда. Но это далеко не только большое-маленькое, черное-белое, толстое-тонкое. Любые отношения, в основе которых лежит явное различие - есть контраст. Это отношение текстур, игры света и тени, сложности структур. Но так же, как и остальные приемы, контраст в чистом виде выглядит крайне грубо, и чаще всего дополняется различными нюансными отношениями. Отсюда возникает такое понятие, как мера контраста - при слишком жестком контрасте любая композиция рискует потерять целостность формы, композиционно "развалиться".
Примеры: Виталий Комар и Александр Меламид "Любимая картина русского народа", "Нелюбимая картина русского народа"; Казимир Малевич "Женский торс"; Яков Чернихов "Архитектурная фантазия"
4. Нюанс - это сближенное отношение предметов композиции, детали скорее схожи, чем отличаются друг от друга. Нюансировка - очень тонкий и художественный процесс, прорабатывающий форму от общего к частному, подчеркивающий тончайшие движения и изменения формы. Часто нюанс дополняет контрастное сочетание, смягчая переходы, делая форму более уравновешенной. Пример: Пит Мондриан "Композиция с цветными плоскостями 5"; Казимир Малевич "Белое на белом"; Основы архитектурной композиции, бумажные макеты
*Единство и целостность формы - в обиходе это понятие часто заменяется понятием "стиль". Общий организующий характер любой композиции. Все средства композиции направлены на достижение целостности воспринимаемой графической информации. Каждый элемент любой композиции не должен быть оторван от общего стиля, он должен быть вписан и иметь характерные черты. Это наиболее часто встречающаяся у новичков ошибка - в объединении разнохарактерных элементов в нечто целое. Яркий пример - внешний вид автомобилей, я думаю, фару или задний бампер от бмв вы легко отличите от той же детали автомобиля лада) Так же и в остальном, важно продумывать детали и не разрывать общего композиционного целого. Пример: Н. Васильев "Архитектурные фантазии", Юрий Сомов "Композиция в технике"
5. Метр, метрический повтор - строгий закономерный повтор каких-либо элементов, неоднократное, с определенным интервалом повторение, исключающее какие-либо изменения. Зачастую используется в архитектуре (колонны в древнегреческих храмах) и оформлении интерьеров, а также в станкостроении и оформлении приборных панелей. Это стандартный клонер - может помочь в визуализации жилого квартала или однотипных орнаментов, но следует остерегаться злоупотреблением метра (что часто делают ребята, бездумно визуализирующие предметы, расставленные клонером, называя это бродкаст дизайном). С нарастающим количеством повторений одного и того же элемента метрическая структура грозится стать крайне скучной, чего следует избегать, также усложняется восприятие данной конструкции, становится сложнее акцентировать внимание. Несмотря на четкую структуру
метрического повтора - эта структура не гарантирует Вам гармонии, это все равно что слушать 15 секунд любимого трека целый день - согласитесь, скучно? Тем не менее, метрический повтор стал толчком для развития другой единицы дизайна - модуля. Пример: Владимир Шухов "Строительство Киевского вокзала в Москве", Колизей (репродукция, 80 г.н.э.); бумажный макет
6. Модуль пришел в остальные сферы дизайна из архитектуры и строительства. Стремление к унификации и стандартизации, начиная с Ле Корбюзье заставило планировать многоуровневые жилые комплексы с модульной структурой - то есть в одной системе существуют несколько метрических повторов, которые могут взаимозаменять друг друга. Простыми словами, модуль - это основа вашей композиции, воображаемая единица, на пропорциональных отношениях к которой развиваются остальные детали. Модуль может
иметь свою определенную форму, или быть просто кубом определенного размера - не важно, важно как дальше строить композицию. Вы можете в интернете погуглить множество модульных детских конструкторов - это самый яркий пример модульности - из простых форм вы можете собрать самые сложные. Отсюда вытекает важнейший принцип построения любой композиции - пропорционирование - взаимосвязь всех элементов композиции. Пример: Ле Корбюзье "Пять отправных точек современной архитектуры"; универсальный объемный модуль (бумага); модульная полка
6.1 Модульные сетки. На основе модуля дизайнерами постоянно создаются и высчитываются модульные сетки - для создания плакатов, для верстки изданий, для просчета композиции кадра и т.п. Модульная сетка - это набор направляющих, основанных на выбранном модуле - будь то 1 см, или кегль основного набора, позволяет создавать визуальные связи между графическими элементами в единой композиции. Вполне возможно, что на Вашей композиции не будет ни единого предмета, размером с модуль, но тем не менее, остальные будут пропорциональны ему - человеческому глазу будет приятно видеть такую взаимосвязь. Также и с объемно-пространственными структурами - модульные, продуманные и выверенные объекты всегда выигрывают по отношению к хаотично организованным. Пример: Пит Мондриан "Композиция №1", Алан Херлберт "Сетка" разворот, Ян Чихольд "Новейшая типографика" разворот.
7. Ритм, Ритмический повтор - это закономерное, как по математической формуле, изменение порядка. Это может быть количественное изменение элементов, или масштабирование, наклон и т.п. Главное увидеть четкую структуру в этом.Ритм связан в первую очередь с такой особенностью зрительного восприятия, как следование глаза в направлении нарастания количественных изменений ряда. Ритмическая единица повторяется в какой-то последовательности, имеет точные очертания (архитектура) или сходные (живопись), во втором случае ритм имеет скорее более абстрактное трактование, чем в 1. Ритм чаще встречается в архитектуре, там же и можно наблюдать осмысленные нарушения ритма, служащие для композиционного выделения. Стоит заметить, что человеческий глаз особенно наметан видеть неточности ритма, поэтому их следует избегать, либо композиционно обосновывать. Пример: Вячеслав Колейчук "Стоящая нить", Владимир Татлин "Памятник III Интернационалу", Юрий Сомов "Композиция в технике"
8. Масштаб и масштабность. "Человек есть мера всех вещей". Человек все сравнивает с собой, все размеры соотносит с хорошо известными и понятными, т.е. со своими. Очень часто можно наблюдать неверный масштаб той или иной композиции - предметы смотрятся как уменьшенные большие. Все дело в проработке - чем детализированнее форма, тем она кажется больше, и наоборот - чем меньше деталей, тем меньше предмет. Очень часто дизайнеры, чтобы добиться гигантского восприятия своей вещи, делают грубые детали, соотнося их с общим масштабом предмета, а не с человеком! Так же и по отношению к абстрактым формам - хотите гигантский масштаб вашей композиции?,- вообразите рост человека или размер его руки, и по отношению к этой единице насытьте композицию деталями! Примеры: Яков Чернихов "Конструкция архитектурных и машинных форм", Юрий Сомов "Композиция в технике"
Эти композиционные приемы используются повсеместно и всячески сочетаются. Требуется накопить некоторый визуальный опыт, чтобы с легкостью различать тот или иной композиционный прием. Для этого Вам будет дана 2-я часть домашнего задания.
Сухо, математически описывая все эти творческие методы, мы забыли о самом главном, что отличает творчество от ремесла - о чувственном восприятии. Не раз в своей практике вы столкнетесь с тем, что необходимо выразить какое-нибудь эмоциональное состояние, скажем, абстрактно - будь то оформление какого-нибудь мероприятия или задний план для съемок, Вам пригодится натренированное композиционное ощущение эмоциональных переживаний. Эмоции всегда связаны с ассоциативным восприятием действительности, которое, в свою очередь связано с нашим подсознанием. Эмоциональную реакцию у человека вызывают различные контуры, очертания. Если же размыть эти силуэты, и продолжать трансформировать полученный образ, получим ассоциативную форму, соответствующую эмоциональному и смысловому значению. В нашем сознании проявляется принцип пятна
(тест Роршаха). Творческий процесс - это преобразование увиденного и накопленного нами визуального материала за счет изобразительных параллелей и пластических метафор, смысл которых сводится скорее к воспроизведению эмоционального состояния, духовного мира, переживаний художника. Так возникает художественный образ, передающий душевное состояние - конечно, с определенной долей погрешности. «Человеку присущи некоторые биологические потребности, - пишет Р. Арнхейм, - для ориентации ему необходима четкость и простота, для уравновешенности и правильного функционирования - единство и равновесие, для стимулирования - разнообразие и напряженность». Ассоциативное восприятие - это очень интересная и емкая тема, на границе искусства и психологии, исследуется многими специалистами. Разные формы вопринимаются по-разному, острые и дробные - более агрессивно, округлые и волновые - умиротворяюще. В целом, стоит поэксперементировать с формами и композицией, чтобы добиться определенного эмоционального фона - именно с этим будет связана 3-я часть домашнего задания. Пример: Джексон Поллок "№23"; иллюстрации к лекции "Color. Form. Typography"
●●●
Задание. Часть 1. Оформить наброски, которые Вы сделали в процессе чтения. Обязательно подписать каждый прием. Сфотографировать (если Вы делали это на бумаге) и выложить в комментарии в группе Motion Campus.
Часть 2. Выйти на прогулку, вооружившись камерой и полученными знаниями. В окружающем пейзаже рассмотреть проявления всех изученных композиционных приемов. Заполнить подготовленную для Вас форму фотографиями, подписать, выложить в комментарии в группе Motion Campus.
Часть 3. Творческое задание. Заполнить подготовленную для Вас форму ассоциативными композициями (в любой удобной технике), которые передавали бы психо-физические свойства и состояния, такие как: тяжелый, длинный, мокрый, радостный и т.п. и выложить в комментарии туда же.
Комментариев нет:
Отправить комментарий