Цвет - это средство прямого воздействия на человека.
В.Кандинский
В этой статье мы познакомимся с теорией цвета и цветовых сочетаний, постараемся понять что такое 'гармония' цвета, рассмотрим примеры из истории искусств. Также поговорим немного о фактуре и ее связи с цветом В конце будет предложено объемное домашнее задание, направленное на тренировку цветового видения и ассоциативного мышления.
В эпоху Возрождения Леонардо да Винчи создал систему цветов, установив что видимое многообразие цветов, открытое еще древними греками, ограничено. Он выделял 6 основных (простых) цветов: белый, желтый, зеленый, синий, красный и черный. Также да Винчи вывел 2 основных закона цвета: художественный и физический.
Полтора века спустя 23-летний Исаак Ньютон при помощи солнечной призмы и стекла преломил световой луч и получил радугу (спектр). Основными цветами он считал синий, желтый и красный.
В 1810 году И.В.Гете опубликовал огромный 'Труд о природе цвета', в котором описал цветовую память предков, общие для людей ассоциации и физиологические воздействия и т.п. Выведенный шестичастный круг Гете почти не претерпел изменений в трудах И.Иттена - основателя цветовых теорий, о котором мы будем говорить бОльшую часть нашего повествования.
Также будет полезно ознакомиться со сферой Манселла (1905) и диаграммами CIE, цветовые тела Бецольда (1876), Освальда (1917), Боринга (1929), МакАдама (1935) и др. Эти цветовые теории суммарно обобщены и и интерпретируются в различных современных трехмерных цветовых моделях. Подробнее об истории развития цветовых моделей смотрите по ссылке и в гугле) На картинке ниже показана цветовая модель Манселла.
В 1676 году сэр Исаак Ньютон с помощью трёхгранной призмы разложил белый солнечный свет на цветовой спектр. Подобный спектр содержал все цвета за исключением пурпурного. Ньютон ставил свой опыт следующим образом (рис. 1):
солнечный свет пропускался через узкую щель и падал на призму. В призме луч белого цвета расслаивался на отдельные спектральные цвета. Разложенный таким образом он направлялся затем на экран, где возникало изображение спектра. Непрерывная цветная лента начиналась с красного цвета и через оранжевый, жёлтый, зелёный, синий кончалась фиолетовым. Если это изображение затем пропускалось через собирающую линзу, то соединение всех цветов вновь давало белый цвет. Эти цвета получаются из солнечного луча с помощью преломления. Существуют и другие физические пути образования цвета, например, связанные с процессами интерференции, дифракции, поляризации и флуоресценции.
Если мы разделим спектр на две части, например - на красно-оранжево-жёлтую и зелёно-сине-фиолетовую,
Рис.1 и соберём каждую из этих групп специальной линзой, то в результате получим два смешанных цвета, смесь которых в свою очередь также даст нам белый цвет. Два цвета, объединение которых даёт белый цвет, называются дополнительными цветами. Если мы удалим из спектра один цвет, например, зелёный, и посредством линзы соберём оставшиеся цвета — красный, оранжевый, жёлтый, синий и фиолетовый, — то полученный нами смешанный цвет окажется красным, то есть цветом дополнительным по отношению к удалённому нами зелёному. Если мы удалим жёлтый цвет, — то оставшиеся цвета - красный, оранжевый, зелёный, синий и фиолетовый — дадут нам фиолетовый цвет, то есть цвет, дополнительный к жёлтому. Каждый цвет является дополнительным по отношению к смеси всех остальных цветов спектра. В смешанном цвете мы не можем увидеть отдельные его составляющие. В этом отношении глаз отличается от музыкального уха, которое может выделить любой из звуков аккорда. Различные цвета создаются световыми волнами, которые представляют собой определённый род электромагнитной энергии.
Человеческий глаз может воспринимать свет только при длине волн от 400 до 700 нанометров (нм):
Длина волн, соответствующая отдельным цветам спектра, и соответствующие частоты (число колебаний в секунду) для каждого призматического цвета имеют следующие характеристики:
Цвет Длина волны(нм) Частота (трлн)
Красный 800 - 650 400 - 470
Оранжевый 640 - 590 470 - 520
Жёлтый 580 - 550 520-590
Зелёный 530 - 490 590-650
Голубой 480 - 460 650-700
Синий 450 - 440 700-760
Фиолетовый 430 - 390 760-800
Отношение частот красного и фиолетового цвета приблизительно равно 1:2, то есть такое же как в музыкальной октаве.
Каждый цвет спектра характеризуется своей длиной волны, то есть он может быть совершенно точно задан длиной волны или частотой колебаний. Световые волны сами по себе не имеют цвета. Цвет возникает лишь при восприятии этих волн человеческим глазом и мозгом. Каким образом он распознаёт эти волны до настоящего времени ещё полностью не известно. Мы только знаем, что различные цвета возникают в результате количественных различий светочувствительности.
Остается исследовать важный вопрос о корпусном цвете предметов. Если мы, например, поставим фильтр, пропускающий красный цвет, и фильтр, пропускающий зелёный, перед дуговой лампой, то оба фильтра вместе дадут чёрный цвет или темноту. Красный цвет поглощает все лучи спектра, кроме лучей в том интервале, который отвечает красному цвету, а зелёный фильтр задерживает все цвета, кроме зелёного. таким образом, не пропускается ни один луч, и мы получаем темноту. Поглощаемые в физическом эксперименте цвета называются также вычитаемыми.
Цвет предметов возникает, главным образом, в процессе поглощения волн. Красный сосуд выглядит красным потому, что он поглощает все остальные цвета светового луча и отражает только красный. Когда мы говорим: «эта чашка красная», то мы на самом деле имеем в виду, что молекулярный состав поверхности чашки таков, что он поглощает все световые лучи, кроме красных. Чашка сама по себе не имеет никакого цвета, цвет создаётся при её освещении. Если красная бумага (поверхность, поглощающая все лучи кроме красного) освещается зелёным светом, то бумага покажется нам чёрной, потому что зелёный цвет не содержит лучей, отвечающих красному цвету, которые могли быть отражены нашей бумагой. Все живописные краски являются пигментными или вещественными. Это впитывающие (поглощающие) краски, и при их смешивании следует руководствоваться правилами вычитания. Когда дополнительные краски или комбинации, содержащие три основных цвета — жёлтый, красный и синий — смешиваются в определённой пропорции, то результатом будет чёрный, в то время как аналогичная смесь невещественных цветов, полученных в ньютоновском эксперименте с призмой дает в результате белый цвет. поскольку здесь объединение цветов базируется на принципе сложения, а не вычитания.
Цвета делятся на 2 группы: ахроматические и хроматические. Ахроматические цвета - это черный, белый и производные от них оттенки серого. Хроматические цвета - это основные цвета спектра и все производные от них.
Существует множество других цветовых моделей, мы о них говорили в раздели с историей цветоведения,мы по классике будем равняться на Иттена (см. схему внизу). Треугольник в центре, который представлен цветами 1-го порядка: желтый, красный, синий. Далее цвета 2-го порядка, полученные при смешивании цветов 1-го порядка: зеленый, оранжевый, фиолетовый. Далее 12-частный круг с цветами 3-го порядка: желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый, желто-зеленый. Такая модель представления спектральных цветов нам пригодится для цветовой комбинаторики. А пока продолжим знакомиться с характеристиками цветов.
Также цвета имеют собственные и несобственные свойства. К собственным свойствам цвета относят следующие: цветовой тон, светлота и насыщенность. Светлота - степень отличия цвета от черного. Цветовой тон определяет степень принадлежности к какому-либо основному цвету. Насыщенность - степень отличия хроматического цвета от равнояркого ахроматического. А если проще - чем больше колера в краске, тем насыщеннее цвет. Чтобы наглядно разобраться в понятиях, смотрим шпаргалку, найденную на просторах интернета:
Несобственные свойства цвета возникают как следствие эмоциональной реакции человека, такие как температура (холодные-теплые цвета), вес (впечатление тяжести или легкости цвета), расстояние (способность некоторых цветов приближать или удалять предметы), объем (некоторые цвета увеличивают, а некоторые цвета уменьшают), а также всяческие тактильные ощущения и пр.
Это область субъективного восприятия, которая в большей степени зависит от культурного контекста. Все мы прекрасно знаем разницу в цветовом восприятии, например, с японцами. Тем не менее, рассмотрим некоторые наиболее общие характеристики цветов в таблице. Более подробно Вы можете прочитать здесь.
Цвет Ощущение Привлекательность Пространство
красный жара большая утомляет, приближает
оранжевый тепло большая приближает
розовый тепло средняя приближает
желтый тепло большая не утомляет, отдаляет
коричневый тепло средняя не утомляет, приближает
фиолетовый свежесть слабая нейтральный или отдаляет
серый прохлада слабая не утомляет, отдаляет
голубой холод слабая не утомляет, отдаляет
Распознавание цвета человеком зависит от многих факторов сразу, в том числе от освещенности, глаз и мозга наблюдателя. Рассмотрим процесс. Свет, попадая в глаз преобразуется в сигналы нейронов, находящихся в сетчатке глаза, и по оптическому нерву попадают в мозг. Глаз реагирует на 3 первичных цвета - красный зеленый синий - мозг воспринимает остальные цвета, как сочетание этих 3х сигналов. Огромный вклад в изучение возможностей адаптации зрения к свету внес М.В.Ломоносов.
Свет, попадая в глаз через зрачок с помощью хрусталика фокусируется на сетчатке. Последний ее слой состоит из светочувствительных клеток - палочек и колбочек. Светочувствительное вещество палочек - родопсин обладает максимальным поглощением, то есть макимальной чувствительностью к излучению при длине световой волны 150 нм, но они не чувствительны к цветам. Светочувствительное вещество колбочек - йодопсин состоит из красно-зелено-сине- ощущающих элементов, максимально чувствительных к среднему и коротковолновому спектру.
В сетчатке глаза около 130 млн. палочек и 6-7 млн. колбочек. Зрительный нерв имеет около 1 млн. зрительных волокон. К каждому из них палочки присоединяются целыми группами, а колбочки по-одной или несколько. Другой конец зрительного нерва находится в коре головного мозга.
В центре сетчатки глаза находится центральная ямка (угловой размер 1.5 градуса). Хрусталик расположен таким образом, чтобы изображение приходилось на центральную ямку - так изображение воспринимается наиболее четко.
При попадании света в глаз вещества палочек и колбочек 'рассыпаются' на положительные и отрицательные ионы. Когда концентрация достигает определенного значения, по нервным волокнам в мозг передаются импульсы. Распад родопсина в начинается уже при малых яркостях. При яркости в несколько кандел на кв.м. палочки не чувствительны. Чувствительность колбочек значительно меньше, йодопсин восстанавливается значительно быстрее. Поэтому при малых яркостях работают палочки, а при больших - колбочки. В связи с рассмотренной особенностью, при ночном освещении все цвета кажутся серыми.
Восприятие заметно изменяется в зависимости от внешних условий. Однако, мы уже рассмотрели, что зрение человека адаптируется к источнику света. Отсюда следует целый ряд явлений:
Световая адаптация - понижение чувствительности глаза к свету при большой яркости поля зрения. Механизм СА: работает колбочковый аппарат сетчатки, зрачок сужается, зрительный пигмент поднимается с глазного дна.
Темновая адаптация - повышение чувствительности глаза к свету при малой яркости поля зрения. Механизм ТА: работает палочковый аппарат, зрачок расширяется, зрительный пигмент опускается ниже сетчатки - 'сумеречное зрение'.
Яркость спектральных цветов - 'видность', зависит от цветового тона. Самым ярким кажется желтый, а самым темным красный и фиолетовый.
Спектральная чувствительность - человеческий глаз лучше различает цвета в средней части спектра (оранжевый-голубой).
Зависимость цветового тона от освещенности - при нормальном освещении воспринимаются все цвета спектра. При сумеречном красный, синий и зеленый цвета сохраняют свой цветовой тон, а промежуточные изменяются в направлении сближения с основными: оранжевый становится краснее, желтый стремится к оранжевому, голубой и фиолетовый синеют, желто-зеленый и зелено-голубой теряют свои оттенки и приближаются к спектрально зеленому. Если яркость цветовых потоков уменьшается до темноты, глаз различает только 3 основных цвета. В сумерках последним исчезает синий цвет, превращаясь в белесый, а красный - в черный. Изменение цветов при падении яркости называется эффектом Бецольда-Брюкке.
Хроматическая адаптация - понижение чувствительности глаза к цвету при более-менее длительном наблюдении его. Насыщенность падает, светлые цвета темнеют, темные - светлеют. Теплые становятся более холодными, а холодные, наоборот, теплеют. В результате хроматической адаптации все цвета искажаются, напоминая эффект запыления. Если долго наблюдать один и тот же цвет, наступает хроматическое утомление, первоначальный цвет при этом может измениться до неузнаваемости. Утомляющее действие цвета зависит прежде всего от цветового тона (наименее - желтый), чистоты (чем чище цвет - тем утомительнее), яркости (приглушенные и зачерненные цвета наименее).
Утомляющее действие цвета - связано с психо-эмоциональными действиями человека, а также культурой, темпераментом и предпочтениями.
Изменение цвета при искусственном освещении - белый - белый с желтоватым оттенком; серый - серый с розоватым оттенком; желтый - приближается к белому; оранжевый - с красноватым оттенком; красный - более насыщенный красный; фиолетовый - с красноватым оттенком; зеленый - зеленый с синеватым или желтоватым оттенком; голубой - с зеленоватым оттенком; темно-синий - не отличается от черного. При электрическом освещении цвета уходят в сторону теплых.
Теперь на основе уже изученного двенадцатичастного цветового круга Иттена разберем основные цветовые сочетания. В основном, выделяют 7 типов цветовых сочетаний, можно рассмотреть и больше, к примеру, у того же Иттена есть еще цветовые модели, выстроенные по шестиграннику. Но об этом лучше почитайте в его книге. Одна из схем цветовой комбинаторики по Иттену приведена ниже:
Рассмотрим основные 7 схем цветовых сочетаний:
1. Монохромное (monochromatic) - сочетание оттенков одного цвета, одного сегмента цветового круга
2. Родственные цвета (analogous) - аналогичные цвета, находящиеся в соседних сегментах цветового круга
3. Комплиментарные (complementary) - дополнительные цвета, диаметрально противоположные в цветовом круге.
4. Контрастные цвета (split complement) - к цвету подбираются 1 или 2 контрастных цвета (дополнительный цвет -\+1 шаг по цветовому кругу)
5. Триада (triadic) - 3 цвета, равноудаленные друг от друга
6. Тетрада (tetradic, rectangle) - 2 пары взаимодополняющих цветов
7. Нейтральное (neutral) - цвета, не отличающиеся по контрасту
Пример работы по цветовым созвучиям смотрите по ссылке.
История цветоведения
Тема цвета и света тревожила блестящие умы еще со времен Античности. На Востоке, к примеру, с древнейших времен использовали цветотерапию, т.к. было замечено психологическое и физиологическое воздействие цветов на человека. Но наиболее важные для колористики открытия были сделаны немного позже.В эпоху Возрождения Леонардо да Винчи создал систему цветов, установив что видимое многообразие цветов, открытое еще древними греками, ограничено. Он выделял 6 основных (простых) цветов: белый, желтый, зеленый, синий, красный и черный. Также да Винчи вывел 2 основных закона цвета: художественный и физический.
Полтора века спустя 23-летний Исаак Ньютон при помощи солнечной призмы и стекла преломил световой луч и получил радугу (спектр). Основными цветами он считал синий, желтый и красный.
В 1810 году И.В.Гете опубликовал огромный 'Труд о природе цвета', в котором описал цветовую память предков, общие для людей ассоциации и физиологические воздействия и т.п. Выведенный шестичастный круг Гете почти не претерпел изменений в трудах И.Иттена - основателя цветовых теорий, о котором мы будем говорить бОльшую часть нашего повествования.
Также будет полезно ознакомиться со сферой Манселла (1905) и диаграммами CIE, цветовые тела Бецольда (1876), Освальда (1917), Боринга (1929), МакАдама (1935) и др. Эти цветовые теории суммарно обобщены и и интерпретируются в различных современных трехмерных цветовых моделях. Подробнее об истории развития цветовых моделей смотрите по ссылке и в гугле) На картинке ниже показана цветовая модель Манселла.
Физика Цвета по Иттену
В 1676 году сэр Исаак Ньютон с помощью трёхгранной призмы разложил белый солнечный свет на цветовой спектр. Подобный спектр содержал все цвета за исключением пурпурного. Ньютон ставил свой опыт следующим образом (рис. 1):
солнечный свет пропускался через узкую щель и падал на призму. В призме луч белого цвета расслаивался на отдельные спектральные цвета. Разложенный таким образом он направлялся затем на экран, где возникало изображение спектра. Непрерывная цветная лента начиналась с красного цвета и через оранжевый, жёлтый, зелёный, синий кончалась фиолетовым. Если это изображение затем пропускалось через собирающую линзу, то соединение всех цветов вновь давало белый цвет. Эти цвета получаются из солнечного луча с помощью преломления. Существуют и другие физические пути образования цвета, например, связанные с процессами интерференции, дифракции, поляризации и флуоресценции.
Если мы разделим спектр на две части, например - на красно-оранжево-жёлтую и зелёно-сине-фиолетовую,
Рис.1 и соберём каждую из этих групп специальной линзой, то в результате получим два смешанных цвета, смесь которых в свою очередь также даст нам белый цвет. Два цвета, объединение которых даёт белый цвет, называются дополнительными цветами. Если мы удалим из спектра один цвет, например, зелёный, и посредством линзы соберём оставшиеся цвета — красный, оранжевый, жёлтый, синий и фиолетовый, — то полученный нами смешанный цвет окажется красным, то есть цветом дополнительным по отношению к удалённому нами зелёному. Если мы удалим жёлтый цвет, — то оставшиеся цвета - красный, оранжевый, зелёный, синий и фиолетовый — дадут нам фиолетовый цвет, то есть цвет, дополнительный к жёлтому. Каждый цвет является дополнительным по отношению к смеси всех остальных цветов спектра. В смешанном цвете мы не можем увидеть отдельные его составляющие. В этом отношении глаз отличается от музыкального уха, которое может выделить любой из звуков аккорда. Различные цвета создаются световыми волнами, которые представляют собой определённый род электромагнитной энергии.
Человеческий глаз может воспринимать свет только при длине волн от 400 до 700 нанометров (нм):
1 нанометр = 10*(-9) м = 0,000001 мм
Цвет Длина волны(нм) Частота (трлн)
Красный 800 - 650 400 - 470
Оранжевый 640 - 590 470 - 520
Жёлтый 580 - 550 520-590
Зелёный 530 - 490 590-650
Голубой 480 - 460 650-700
Синий 450 - 440 700-760
Фиолетовый 430 - 390 760-800
Отношение частот красного и фиолетового цвета приблизительно равно 1:2, то есть такое же как в музыкальной октаве.
Каждый цвет спектра характеризуется своей длиной волны, то есть он может быть совершенно точно задан длиной волны или частотой колебаний. Световые волны сами по себе не имеют цвета. Цвет возникает лишь при восприятии этих волн человеческим глазом и мозгом. Каким образом он распознаёт эти волны до настоящего времени ещё полностью не известно. Мы только знаем, что различные цвета возникают в результате количественных различий светочувствительности.
Остается исследовать важный вопрос о корпусном цвете предметов. Если мы, например, поставим фильтр, пропускающий красный цвет, и фильтр, пропускающий зелёный, перед дуговой лампой, то оба фильтра вместе дадут чёрный цвет или темноту. Красный цвет поглощает все лучи спектра, кроме лучей в том интервале, который отвечает красному цвету, а зелёный фильтр задерживает все цвета, кроме зелёного. таким образом, не пропускается ни один луч, и мы получаем темноту. Поглощаемые в физическом эксперименте цвета называются также вычитаемыми.
Цвет предметов возникает, главным образом, в процессе поглощения волн. Красный сосуд выглядит красным потому, что он поглощает все остальные цвета светового луча и отражает только красный. Когда мы говорим: «эта чашка красная», то мы на самом деле имеем в виду, что молекулярный состав поверхности чашки таков, что он поглощает все световые лучи, кроме красных. Чашка сама по себе не имеет никакого цвета, цвет создаётся при её освещении. Если красная бумага (поверхность, поглощающая все лучи кроме красного) освещается зелёным светом, то бумага покажется нам чёрной, потому что зелёный цвет не содержит лучей, отвечающих красному цвету, которые могли быть отражены нашей бумагой. Все живописные краски являются пигментными или вещественными. Это впитывающие (поглощающие) краски, и при их смешивании следует руководствоваться правилами вычитания. Когда дополнительные краски или комбинации, содержащие три основных цвета — жёлтый, красный и синий — смешиваются в определённой пропорции, то результатом будет чёрный, в то время как аналогичная смесь невещественных цветов, полученных в ньютоновском эксперименте с призмой дает в результате белый цвет. поскольку здесь объединение цветов базируется на принципе сложения, а не вычитания.
Характеристики цвета
Существует множество других цветовых моделей, мы о них говорили в раздели с историей цветоведения,мы по классике будем равняться на Иттена (см. схему внизу). Треугольник в центре, который представлен цветами 1-го порядка: желтый, красный, синий. Далее цвета 2-го порядка, полученные при смешивании цветов 1-го порядка: зеленый, оранжевый, фиолетовый. Далее 12-частный круг с цветами 3-го порядка: желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый, желто-зеленый. Такая модель представления спектральных цветов нам пригодится для цветовой комбинаторики. А пока продолжим знакомиться с характеристиками цветов.
Также цвета имеют собственные и несобственные свойства. К собственным свойствам цвета относят следующие: цветовой тон, светлота и насыщенность. Светлота - степень отличия цвета от черного. Цветовой тон определяет степень принадлежности к какому-либо основному цвету. Насыщенность - степень отличия хроматического цвета от равнояркого ахроматического. А если проще - чем больше колера в краске, тем насыщеннее цвет. Чтобы наглядно разобраться в понятиях, смотрим шпаргалку, найденную на просторах интернета:
Несобственные свойства цвета возникают как следствие эмоциональной реакции человека, такие как температура (холодные-теплые цвета), вес (впечатление тяжести или легкости цвета), расстояние (способность некоторых цветов приближать или удалять предметы), объем (некоторые цвета увеличивают, а некоторые цвета уменьшают), а также всяческие тактильные ощущения и пр.
Это область субъективного восприятия, которая в большей степени зависит от культурного контекста. Все мы прекрасно знаем разницу в цветовом восприятии, например, с японцами. Тем не менее, рассмотрим некоторые наиболее общие характеристики цветов в таблице. Более подробно Вы можете прочитать здесь.
Цвет Ощущение Привлекательность Пространство
красный жара большая утомляет, приближает
оранжевый тепло большая приближает
розовый тепло средняя приближает
желтый тепло большая не утомляет, отдаляет
коричневый тепло средняя не утомляет, приближает
фиолетовый свежесть слабая нейтральный или отдаляет
серый прохлада слабая не утомляет, отдаляет
голубой холод слабая не утомляет, отдаляет
Как мы видим?
Свет, попадая в глаз через зрачок с помощью хрусталика фокусируется на сетчатке. Последний ее слой состоит из светочувствительных клеток - палочек и колбочек. Светочувствительное вещество палочек - родопсин обладает максимальным поглощением, то есть макимальной чувствительностью к излучению при длине световой волны 150 нм, но они не чувствительны к цветам. Светочувствительное вещество колбочек - йодопсин состоит из красно-зелено-сине- ощущающих элементов, максимально чувствительных к среднему и коротковолновому спектру.
В сетчатке глаза около 130 млн. палочек и 6-7 млн. колбочек. Зрительный нерв имеет около 1 млн. зрительных волокон. К каждому из них палочки присоединяются целыми группами, а колбочки по-одной или несколько. Другой конец зрительного нерва находится в коре головного мозга.
В центре сетчатки глаза находится центральная ямка (угловой размер 1.5 градуса). Хрусталик расположен таким образом, чтобы изображение приходилось на центральную ямку - так изображение воспринимается наиболее четко.
При попадании света в глаз вещества палочек и колбочек 'рассыпаются' на положительные и отрицательные ионы. Когда концентрация достигает определенного значения, по нервным волокнам в мозг передаются импульсы. Распад родопсина в начинается уже при малых яркостях. При яркости в несколько кандел на кв.м. палочки не чувствительны. Чувствительность колбочек значительно меньше, йодопсин восстанавливается значительно быстрее. Поэтому при малых яркостях работают палочки, а при больших - колбочки. В связи с рассмотренной особенностью, при ночном освещении все цвета кажутся серыми.
Восприятие заметно изменяется в зависимости от внешних условий. Однако, мы уже рассмотрели, что зрение человека адаптируется к источнику света. Отсюда следует целый ряд явлений:
Световая адаптация - понижение чувствительности глаза к свету при большой яркости поля зрения. Механизм СА: работает колбочковый аппарат сетчатки, зрачок сужается, зрительный пигмент поднимается с глазного дна.
Темновая адаптация - повышение чувствительности глаза к свету при малой яркости поля зрения. Механизм ТА: работает палочковый аппарат, зрачок расширяется, зрительный пигмент опускается ниже сетчатки - 'сумеречное зрение'.
Яркость спектральных цветов - 'видность', зависит от цветового тона. Самым ярким кажется желтый, а самым темным красный и фиолетовый.
Спектральная чувствительность - человеческий глаз лучше различает цвета в средней части спектра (оранжевый-голубой).
Зависимость цветового тона от освещенности - при нормальном освещении воспринимаются все цвета спектра. При сумеречном красный, синий и зеленый цвета сохраняют свой цветовой тон, а промежуточные изменяются в направлении сближения с основными: оранжевый становится краснее, желтый стремится к оранжевому, голубой и фиолетовый синеют, желто-зеленый и зелено-голубой теряют свои оттенки и приближаются к спектрально зеленому. Если яркость цветовых потоков уменьшается до темноты, глаз различает только 3 основных цвета. В сумерках последним исчезает синий цвет, превращаясь в белесый, а красный - в черный. Изменение цветов при падении яркости называется эффектом Бецольда-Брюкке.
Хроматическая адаптация - понижение чувствительности глаза к цвету при более-менее длительном наблюдении его. Насыщенность падает, светлые цвета темнеют, темные - светлеют. Теплые становятся более холодными, а холодные, наоборот, теплеют. В результате хроматической адаптации все цвета искажаются, напоминая эффект запыления. Если долго наблюдать один и тот же цвет, наступает хроматическое утомление, первоначальный цвет при этом может измениться до неузнаваемости. Утомляющее действие цвета зависит прежде всего от цветового тона (наименее - желтый), чистоты (чем чище цвет - тем утомительнее), яркости (приглушенные и зачерненные цвета наименее).
Утомляющее действие цвета - связано с психо-эмоциональными действиями человека, а также культурой, темпераментом и предпочтениями.
Изменение цвета при искусственном освещении - белый - белый с желтоватым оттенком; серый - серый с розоватым оттенком; желтый - приближается к белому; оранжевый - с красноватым оттенком; красный - более насыщенный красный; фиолетовый - с красноватым оттенком; зеленый - зеленый с синеватым или желтоватым оттенком; голубой - с зеленоватым оттенком; темно-синий - не отличается от черного. При электрическом освещении цвета уходят в сторону теплых.
Цветовая комбинаторика
Рассмотрим основные 7 схем цветовых сочетаний:
1. Монохромное (monochromatic) - сочетание оттенков одного цвета, одного сегмента цветового круга
2. Родственные цвета (analogous) - аналогичные цвета, находящиеся в соседних сегментах цветового круга
3. Комплиментарные (complementary) - дополнительные цвета, диаметрально противоположные в цветовом круге.
4. Контрастные цвета (split complement) - к цвету подбираются 1 или 2 контрастных цвета (дополнительный цвет -\+1 шаг по цветовому кругу)
5. Триада (triadic) - 3 цвета, равноудаленные друг от друга
6. Тетрада (tetradic, rectangle) - 2 пары взаимодополняющих цветов
Пример работы по цветовым созвучиям смотрите по ссылке.
Фактура
Как вы уже скорее всего поняли, фактура - это свойство поверхности, которое неразрывно связано с цветом (и формой!). Помимо зрительного восприятия, фактуру материала можно осязать. Создание художественного образа напрямую связано с правильным выбором фактуры - совершенно по-разному будут выглядеть хаотичные желтые мазки на холсте и на кирпичной стене (например). Мы не будем посвящать целую главу разбору характеристик фактур, лучше сделаем это на практике.
Практическая часть
Задание 1: Фактура. Составить композиции из подручных материалов (или просто удачно сфотографировать) на соотношение фактур и цветов с целью передать различные состояния. Сфотографировать и оформить предложенную рамку, подписать. (12 позиций)Задание 2: Колористика. Заполнить предложенную рамку из 12-ти позиций цветными композициями в соответствии со списком:
1. Ахроматическая композиция с цветным акцентом (1 цвет)
2. Композиция из 2х комплиментарных (дополнительных) цветов - необходимо добиться визуального равновесия
3-4. Композиция на цветовую температуру. Необходимо с помощью основного и 2х дополнительных (не всмысле комплиментарных, а просто еще +2 цвета) создать холодную и теплую композицию.
3-4. Композиция на цветовую температуру. Необходимо с помощью основного и 2х дополнительных (не всмысле комплиментарных, а просто еще +2 цвета) создать холодную и теплую композицию.
5. Цветовая глубина. Постараться передать глубину пространства цветом.
6-7. Цветовой контраст / нюанс.
8. Цветовая композиция на ритм, метр или раппорт - цветовая единица орнамента
9. Взаимодействие цветных плоскостей. Задача составить уравновешенную цветовую композицию
10. Композиция, выполненная в природной гамме.
11-12. Одинаковая композиция, выполненная в 2х разных цветовых гаммах.
8. Цветовая композиция на ритм, метр или раппорт - цветовая единица орнамента
9. Взаимодействие цветных плоскостей. Задача составить уравновешенную цветовую композицию
10. Композиция, выполненная в природной гамме.
11-12. Одинаковая композиция, выполненная в 2х разных цветовых гаммах.
Задание 3: Ассоциативная цвето-фактурная композиция. Заполнить предложенную рамку из 16-ти позиций цветными композициями в соответствии со списком:
1 ряд - создать композицию из цветных квадратов, стараясь передать следующие образы: шипучий аспирин, острая пицца, вересковый мед, ванильный мусс. Пример:
Далее - выполнять в свободной технике: мазки, линии, формы, кляксы, - что угодно. Главное, абстрактно передать настроение.
2 ряд - заполнить квадраты ассоциативными композициями, возникшими после прослушивания музыки: Л.В.Бетховен - Соната для фортепиано №14, 1 - Adagio sostenuto, "Лунная"; А. Вивальди времена года - 4 - L'inverno (Зима), 1- Allegro non molto; И.С.Бах - Токката и фуга, ре минор (BWV 565), Э.Григ - Пер Гюнт, В пещере горного короля.
3 ряд - передать в композициях следующие образы: весенний дождь, радостная встреча ,индустриальный город, душная ночь.
4 ряд - передать в композициях цвето-фактурные ассоциации, возникшие после прочтения следующих стихотворений:
В. Маяковский - Послушайте!; Б.Пастернак - Февраль. Достать чернил и плакать!, А.Блок - Скифы, С.Есенин - Письмо матери.
1 ряд - создать композицию из цветных квадратов, стараясь передать следующие образы: шипучий аспирин, острая пицца, вересковый мед, ванильный мусс. Пример:
Далее - выполнять в свободной технике: мазки, линии, формы, кляксы, - что угодно. Главное, абстрактно передать настроение.
2 ряд - заполнить квадраты ассоциативными композициями, возникшими после прослушивания музыки: Л.В.Бетховен - Соната для фортепиано №14, 1 - Adagio sostenuto, "Лунная"; А. Вивальди времена года - 4 - L'inverno (Зима), 1- Allegro non molto; И.С.Бах - Токката и фуга, ре минор (BWV 565), Э.Григ - Пер Гюнт, В пещере горного короля.
3 ряд - передать в композициях следующие образы: весенний дождь, радостная встреча ,индустриальный город, душная ночь.
4 ряд - передать в композициях цвето-фактурные ассоциации, возникшие после прочтения следующих стихотворений:
В. Маяковский - Послушайте!; Б.Пастернак - Февраль. Достать чернил и плакать!, А.Блок - Скифы, С.Есенин - Письмо матери.
Иллюстрации подобраны примерно, чтобы натолкнуть Вас на правильное мышление. Старайтесь не повторять увиденное, а хорошенько подумать и проанализировать информацию, и, как итог, сделать что-то свое.
*(по желанию) Задание 4: Колористический анализ. Проанализировать любимую картину после прочтения Иттена - Искусство Цвета.
Желаю Вам огромных успехов в Ваших исследованиях! Рамки для заданий лежат в группе Motion Campus, в комментариях там же оставляйте свои работы, задавайте вопросы в группе или в лс. Также, огромная просьба ответить на несколько моих вопросов (мне кажется, удобнее публиковать ответы вместе с готовыми работами в одно сообщение, чтобы не было путаницы!)
1. Публиковать 2ю теоретическую часть статьи про цвет, анализ 7-ми контрастов по Иттену с примерами из классического искусства?
2. Публиковать ли 'ответы' к домашнему заданию с комментариями и лучшими работами?
3. Интересно ли Вам пройти краткий курс истории искусств, чтобы расширить кругозор и свое понимание цвета\композиции и т.п.?
Литература:
Иоханнес Иттен - Искусство цвета
О.Л. Голубева - Основы композиции
А.В. Пахомова, Н.В.Брызгов - Колористика, цветовая композиция. Практикум
1. Публиковать 2ю теоретическую часть статьи про цвет, анализ 7-ми контрастов по Иттену с примерами из классического искусства?
2. Публиковать ли 'ответы' к домашнему заданию с комментариями и лучшими работами?
3. Интересно ли Вам пройти краткий курс истории искусств, чтобы расширить кругозор и свое понимание цвета\композиции и т.п.?
Литература:
Иоханнес Иттен - Искусство цвета
О.Л. Голубева - Основы композиции
А.В. Пахомова, Н.В.Брызгов - Колористика, цветовая композиция. Практикум
Комментариев нет:
Отправить комментарий