С первых десятилетий 5 в. до н.э. начался классический период развития греческой культуры и греческого искусства. Реформы Клисфена в конце 6 в. до н.э. утвердили в Афинах и других греческих городах полную победу народа над аристократией. К началу 5 в. до н.э. сложились два наиболее противоположных по своему укладу города-государства: Афины и Спарта. Для истории искусств Спарта осталась бесплодной.
Центром развития классической эллинской культуры стали в основном Аттика, северный Пелопоннес, острова Эгейского моря и отчасти греческие колонии в Сицилии и южной Италии (Великая Греция). Во времена греко-персидских войн начался первый период развития классического искусства - ранняя классика (490-550 гг. до н.э.) Во второй четверти 5 в. до н.э. (475-450 гг. до н.э.) архаические традиции были окончательно преодолены, и принципы классики получили свое законченное выражение в творчестве мастеров того времени. Время наивысшего расцвета - в «эпоху Перикла» - продолжалось с 450 по 410 г. до н.э. К концу 5 в. до н.э. растущее применение рабского труда стало отрицательно сказываться на процветании свободного труда, вызывая постепенное обеднение рядовых свободных граждан. Разделение Греции на полисы стало тормозить развитие рабовладельческого общества. Длительные и тяжелые Пелопоннесские войны (431 - 404 гг. до н.э.) между двумя союзами городов (во главе Афины и Спарта) ускорили кризис полисов. Искусство классики к концу 5 - началу 4 в. до н.э. вступило в свой последний, третий этап развития - поздняя классика. Искусство поздней классики утратило героический и гражданский характер, но зато разрабатывались новые образы, отражающие внутренние противоречия человека, этот период стал более драматичным и лирическим.
Македонское завоевание во второй половине 4в. до н.э. положило конец самостоятельному существованию греческих городов-государств. Оно не уничтожило традиции греческой классики, но в целом развитие дальнейшего искусства пошло другим путем.
Искусство Ранней Классики. «Строгий стиль»
490-450 гг. до н.э.
Черты архаической условности некоторое время еще давали о себе знать, в вазописи и особенно в скульптуре. Все искусство первой трети 5 в. до н.э. было пронизано напряженными поисками методов реалистического изображения человека. Периптер становится господствующим типом здания в греческой монументальной архитектуре. По своим пропорциям храмы стали менее вытянутыми, более цельными. В больших храмах наос обычно разделялся двумя продольными рядами колонн на 3 части, а в небольших храмах зодчие обходились без внутренних колонн. Исчезло применение на торцовых фасадах колоннад с нечетным числом колонн, мешавшее расположению входа в храм в центре фасада. Обычным соотношением числа колонн торцового и бокового фасадов стало 6:13 или 8:17. В глубине центральной части наоса, напротив входа находилась статуя божества.
Переходным памятником от поздней архаики к ранней классике является храм Афины Афайи на острове Эриге (490г. до н.э.) Отношение колонн 6:12, храм построен из известняка и покрыт расписанной штукатуркой. Фронтоны были украшены скульптурными группами из мрамора.
Переходный характер имел храм «Е» в Селинунте (Сицилия). Отношение колонн 6:15.
Наиболее полно типические черты архитектуры ранней классики воплотились в храме Посейдона в Пестуме (Великая Греция, 5 в. до н.э.). Отношение колонн 6:14
и в храме Зевса в Олимпии (Пелопоннес, 468-456 г. до н.э.) Классический дорический периптер, соотношение колонн 6:13. Храм был почти полностью разрушен, но на основании раскопок и описаний древних авторов его общий вид достоточно точно реконструирован. Строгость и суровость пропорций смягчалась праздничной раскраской. Храм был украшен большими скульптурными группами на фронтонах - состязание на колесницах Пелопса и Эномая и битва греков (лапифов) с кентаврами, на метопах - подвиги Геракла. Внутри храма с середины 5 в. до н.э. помещалась выполненная из золота и слоновой кости статуя Зевса работы Фидия.
В период ранней классики вазопись была проникнута традициями народного художественного ремесла. Вместо плоскостного силуэта чернофигурной вазописи художники стали строить трехмерные тела в самых разнообразных поворотах и ракурсах. Мастера вазописи стремились не только конкретно изображать тело и движение - они пришли к новому пониманию композиции, рисуя сложные сцены мифологического и бытового содержания. В некотором смысле развитие вазописи определило развитие скульптуры.
Виднейшими мастерами вазописи этого времени были Евфроний, Дурис и Бриг, работавшие в Афинах. Больше других связан с архаической узорностью и орнаментальностью старший из этих мастеров - Евфроний (конец 6 в. до н.э.).
Тесей у Амфитриты. Евфроний
Сатир и менада. Евфроний, Лувр
Фетида и Пелей. Дурис
Эос с телом Мемнона. Дурис
Дионис и сатиры. Бриг, Лувр
Взятие Трои, мастер Брига
В вазописи, как и в скульптуре или монументальной живописи, окружающая среда не интересовала художника, который показывал только людей - их действия. Даже инструменты, которыми действует человек, и плоды труда показаны лишь для того, чтобы был понятен смысл действия. Этим объясняется отсутствие пейзажа в греческой вазописи - как ранней, так и высокой классики. Отношение человека к природе передавалось через изображение самого человека.
Пелика с ласточкой. Евфроний, Эрмитаж
В северной части Пелопоннеса, в аргосско-сикионской школе, наиболее значительной из школ дорического направления, скульптура разрабатывала задачу создания спокойно стоящей человеческой фигуры. Перенос центра тяжести на одну ногу позволил мастерам достигнуть свободной естественной позы. Ионическое направление уделяло больше внимания движению. Уже в 6 в. до н.э. аттическая школа синтезировала лучшие стороны обоих направлений, а к середине 5 в. до н.э. утвердила основные принципы реалистического искусства. Важной особенностью греческой скульптуры периода классики была ее неразрывная связь с общественной жизнью. Переходный этап виден на фронтонных скульптурах Эгинского храма. (Реставрация статуй была произведена в 19 веке известным скульптором Торвальдсеном)
Происходит переосмысление мифических образов в сторону силы и красоты этического и эстетического идеала.
Группа тираноубийц: Гармодий и Аристогитон. Скульпторы Критий и Несиот (Прообраз «рабочего и колхозницы»)
Впервые в истории монументальной скульптуры скульптурная группа объединена единым действием, единым сюжетом.
К сравнению, архаическая скульптура Полимеда Агорсского «Клеобис и Битон»
Ведущими мастерами, совершившими решительный поворот в скульптуре в 70-60 гг. 5 в. до н.э. были Агелад, Пифагор Регийский и Каламид.
Гиацинт или Эрот Соранцо, Пифагор Регийский (римская копия, Эрмитаж)
Дельфийский возничий
Одна из немногих подлинных древнегреческих бронзовых статуй.
Аполлон из Помпей (римская реплика)
Уже в конце 6 и самом начале 5 в. до н.э. мастера пытались переработать в этом направлении статую куроса.
Зевс Громовержец
Мальчик, вынимающий занозу
Большим успехом в изображении реального движения было появление таких статуй, как «Победительница в беге». Изначально статуя была сделана из бронзы, римский копиист, повторивший ее в мраморе, добавил грубую подпорку.
Раненая Ниобида, Музей Терм, Рим
Нереиды из Ксанфа (Реконструкция Британского музея)
Хорошим примером переосмысления мифологических сюжетов в годы ломки традиций архаики является рельеф, изображающий рождение Афродиты (Трон Людовизи):
Следующим важным шагом к высокой классике были фронтонные группы и метопы храма Зевса в Олимпии (50-е гг. 5 в. до н.э.) Восточный фронтон посвящен мифу о состязании Пелопса и Эномая, положившим начало олимпийским играм. Западный - битве лапифов с кентаврами.
Первоначально наиболее распространенным видом портретной скульптуры была статуя победителя на олимпийских состязаниях. Статуя победителя заказывалась городом-государством для прославления не только победителя, но и целого города. Доблестный дух в гармонически развитом теле - это считалось самым ценным в человеке, поэтому статуи были типически-обобщенными. Первые портреты граждан, выдающихся своими заслугами, также были были лишены резко выраженной индивидуальной характеристики.
Голова Афины. Фрагмент метопы храма Зевса в Олимпии
Голова Атласа. Фрагмент метопы храма Зевса в Олимпии
Аполлон. Фрагмент западного фронтона храма Зевса в Олимпии
Голова атлета. Мирон (?) Эрмитаж
Кимон (?) Мюнхенская глиптотека
Дискобол, голова. Мирон. Рим, музей Терм
Наиболее известный скульптор этого времени - Мирон из Элевтер. Он работал в Афинах в конце 2 и начале 3 четверти 5 в. до н.э. Подлинные работы до нас не дошли, только римские копии.
Дискобол. Мирон. Рим, музей Терм
Афина и Марсий, Мирон. Франкфурт
К произведениям, родственным по духу искусству Мирона, относится рельеф, изображающий Афину, опирающуюся на копье (~460 г. до н.э.):
Крылатая Ника-Победа, Пэоний из Менде
Искусство Высокой классики
450-410 гг. до н.э.
Архитектура третьей четверти 5 в. до н.э. выступала как свидетельство победы разумной человеческой воли над природой. Не только в городах, но и среди дикой природы архитектурные сооружения господствовали над окружающим пространством. К примеру, на мысе Суний около 430 г. до н.э. был сооружен храм Посейдона.
Афины украсились многочисленными новыми сооружениями: крытыми портиками (стоями), гимнасиями - школами где юношей обучали философии и литературе, палестрами - помещениями для обучения юношей гимнастике и т.д. Стены нередко покрывались монументальной живописью. Но самым главным сооружением эпохи Перикла был новый ансамбль Афинского Акрополя.
План местности Афинского акрополя:
1. Парфенон 2. Гекатомпедон 3. Эрехтейон 4. Статуя Афины Промахос 5. Пропилеи 6. Храм Ники Аптерос 7. Элевсинион 8. Бравронейон 9. Халькотека 10. Пандросейон 11. Аррефорион 12. Афинский алтарь 13. Святилище Зевса Полиея 14. Святилище Пандиона 15. Одеон Герода Аттического 16. Стоа Эвмена 17. Асклепион 18. Театр Диониса 19. Одеон Перикла 20. Теменос Диониса 21. Святилище Аглавры
Акрополь был разрушен во времена персидского нашествия, остатки старых зданий и разбитые статуи были употреблены на выравнивание поверхности холма. В течение 3-й четверти 5 в. до н.э. были возведены новые постройки - Парфенон, Пропилеи, храм Бескрылой Победы. Завершающее ансамбль здание Эрехтеона строилось позже, во времена Пелопоннесских войн. Планировка Акрополя была выполнена под общим руководством великого скульптора - Фидия. Полностью смысл Акрополя можно понять, лишь учитывая движение торжественных процессий в дни празднеств. В праздник Больших Панафиней - день, когда от имени всего города-государства афинские девушки приносили в дар богине Афине вытканный ими пеплос, - шествие входило на Акрополь с запада. Дорога вела вверх, к торжественному входу на Акрополь - Пропилеям (в здании Пропилей находилась библиотека и картинная галерея - пинакотека), построенным архитектором Мнесиклом в 437 -432 гг. до н.э. Обращенную к городу дорическую колоннаду Пропилей обрамляли два неравных крыла здания. Одно из них - левое - было больше, а к меньшему примыкал выступ скалы Акрополя - Пиргос, увенчанный маленьким храмом Ники Аптерос, то есть Бескрылой Победы (бескрылой - чтобы она никогда не улетала из Афин)
Мнесикл. Пропилеи
Этот небольшой храм был построен архитектором Калликратом между 449 - 421 гг. до н.э. В планировке Пропилей, так же как и храма Ники Аптурос, были умело использованы неровности холма Акрополя. Второй, обращенный к Акрополю дорический портик Пропилей был расположен выше наружного. Внутреннее пространство прохода Пропилей было оформлено ионическими колоннами. На площади Акрополя,между Пропилеями, ПАрфеноном и Эрехтеоном, стояла колоссальная (7м) бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы), созданная Фидием еще до постройки нового ансамбля Акрополя.
Парфенон был расположен не прямо против входа, как в свое время стоял архаический храм Гекатомпедон, а в стороне. Праздничное шествие двигалось вдоль северной колоннады Парфенона к его главному, восточному фасаду. Большое здание Парфенона уравновешивалось стоявшим по другую сторону площади зданием Эрехтеона. Создателями Парфенона были Иктин и Калликрат (447-438 гг. до н.э.) Скульптурные работы на Парфеноне - Фидия и его помощников - продолжались до 432. Парфенон имеет по 8 колонн по коротким сторонам и по 17 по длинным. Колонны Парфенона поставлены чаще, чем в ранних дорических храмах, антаблемент облегчен. Незаментные для глаза курватуры - то есть слабая выпуклая кривизна горизонтальных линий стилобата и антаблемента, а также незаметные наклоны колонн внутрь и к центру - эти отступления от геометрической точности необходимы потому, что центральная часть фасада, увенчанного фронтоном, хрительно давит на колонны и стилобат с большей силой, чем боковые стороны фасада, совершенно прямая горизонтальная линия основания храма казалась бы зрителю слегка прогнутой. Для компенсации этого оптического эффекта некоторые горизонтали храма делались зодчими выгнутыми кверху. Раскраска использовалась только для подчеркивания конструктивных деталей и для цветового фона, на котором выделялись скульптуры фронтонов и метоп (красный и синий цвета).
Выполненный в основном в дорическом ордере, Парфенон включил отдельные элементы ионического ордера. Парфенон был украшен скульптурой, выполненной под руководством Фидия. Фидию принадлежала и 12-метровая статуя Афины, стоявшая в наосе.
Для Акрополя Фидий создал три статуи Афины. Самой ранней из них была Афина Промахос (Воительница). Второй, меньшей по размерам, была Афина Лемния (лемносская). Третья - Афина Парфенос (то есть Дева). Величие богов Фидия в их высокой человечности, а не божественности.
Афина Лемния (римская мраморная копия, торс, Дрезден, голова - Болонья) и ее реконсрукции
Афина Варвакион. Уменьшенная копия Афины Парфенос Фидия. Афины, национальный музей
Одной из особенностей статуй Афины Парфенос и Зевса Олимпийского была хрисоэлефантинная техника исполнения: деревянная основа статуй была покрыта тонкими листами золота (волосы и одежда) и пластинками слоновой кости (лицо, руки, ступни ног). Примером впечатления, какое могла производить эта техника является небольшой лекиф аттической работы конца 5 в. до н.э. - «Таманский сфинкс» (Эрмитаж):
Сохранились в подлинниках, хотя и сильно поврежденные, скульптурные группы и рельефы, украшавшие Парфенон. Все 92 метопы храма были украшены горельефами. На метопах западного фасада была изображена битва греков с амазонками, на главном, восточном фасаде - битва богов с гигантами, на северной стороне храма - падение Трои, на южной - борьба лапифов с кентаврами. Все эти сюжеты имели большое значение для древних эллинов. Большая многофигурная группа в тимпане восточного фронтона была посвящена мифу о чудесном рождении богини мудрости Афины из головы Зевса. Западная группа изображала спор Афины и Посейдона за обладание Аттической землей. Вдоль стены наоса за колоннами шел зофор (фриз в греческом храме), изображающий праздничное шествие афинского народа в дни Великих Панафиней.
Художественная жизнь этого времени не была сосредоточена только в Афинах. Например, известный скульптор Поликлет, выходец Аргоса (Пелопоннес). Его искусство связано с традициями аргосско-сикионской школы с ее преимущественным интересом к изображению спокойно стоящей фигуры. Образы статуй Поликлета перекликаются со старинным идеалом гоплита (тяжеловооруженного воина).
Дорифор (Копьеносец). Поликлет, ~сер. 5 в. до н.э.
Равновесие фигуры достигнуто тем, что приподнявшемуся правому бедру соответствует опущенное правое плечо, и наоборот. Такая система построения человеческой фигуры называется хиазм. Поликлет старался теоретически обосновать типический образ совершенного человека, так он пришел к написанию «Канона» - теоретического трактата о системе идеальных пропорций и законов симметрии. Римские копиисты усилили черты отвлеченности, возникшие на нормативов «Канона». Например, римская копия обнаженного юноши (Париж, Лувр):
Под конец жизни Поликлет отходит от строгого следования «Канону», сблизившись с мастерами аттики, создает известного Диадумена:
Сохранилась также римская копия раненой амазонки Поликлета и римская статуя Амазонки Маттеи, восходящая к оригиналу Фидия.
Среди непосредственных учеников Фидия выделяется Кресилай, автор портрета Перикла:
Голова Эфеба. Кресилай
В том же кругу Фидия появляются произведения, ищущие усиления драматического действия, обостряющие темы борьбы. Скульпторы этого направления украшали храм Аполлона в Бассах. Фриз, изображающий битву греков с кентаврами и амазонками, вопреки обычным правилам находился в полутемном наосе и был выполнен в высоком рельефе.
Среди мастеров фидиевской школы также к концу 5 в. до н.э. появилось также тяготение к выражению лирического чувства. Наиболее крупным мастером этого направления в Аттике был Алкамен. Алкамену принадлежали и некоторые статуи чисто фидиевского характера,например, колоссальная статуя Диониса. Однако новые искания яснее выступали в таких работах, как статуя Афродиты - «Афродита в садах»:
Лирические поиски образа нашли свое осуществление в рельефах балюстрады храма Ники Аптерос на Акрополе. Эти рельефы изображали девушек, совершающих жертвоприношение.
Ника, развязывающая сандалию
Очень большую роль в сложении этого направления сыграли рельефы на надгробных стелах.
Надгробие Гегесо. Афины, национальный музей
Стелла Мнесарете, Мюнхен
Лекиф. Сцена у надгробия. Эрмитаж
Изменения в художественном сознании нашли свое выражение и в архитектуре. Иктин в храме Аполлона в Бассах впервые ввел в здание наряду с дорическими и ионическими элементами также третий ордер - коринфский (правда, только 1 колонна):
Новым было асимметричное построение здания Эрехтеона на Афинском акрополе, выполненного неизвестным архитектором в 421-406 гг.
Художественная разработка этого храма, посвященного Афине и Посейдону, внесла новые черты в архитектуру классического времени: интерес к сопоставлениям контрастных архитектурных и скульптурных форм, множественность точек зрения. Эрехтеон построен на неровном северном склоне, его планировка включает в себя эти неровности: храм состоит из двух, находящихся на разном уровне помещений, имеет разной формы портики на трех сторонах, в том числе и знаменитый портик кор (кариатид) на южной стене. В Эрехтеоне не было наружной раскраски, ее заменяло сочетание белого мрамора с фиолетовой лентой фриза и позолотой отдельных деталей.
Вазопись в эпоху высокой классики развивалась в тесном взаимодействии с монументальной живописью и скульптурой. Вазописцев стало привлекать изображение не только действия, но и душевного состояния героев. Как и в скульптуре, в образах вазописи этого времени передавались самые общие состояния человеческого духа, еще без внимания к конкретным и индивидуальным чувствам.
Кратер из Орвьето, Париж, Лувр
Сатир, качающий девушку на качелях
Полиник, протягивающий ожерелье Эрифиле (Ваза из Лечче)
Около середины века получили распространение лекифы с росписью по белому фону, служившие для культовых целей.
Лекиф Бостонского музея
К концу 5 в. до н.э. вазопись начала приходить в упадок. Уже Мидий и его подражатели стали перегружать рисунок декоративными деталями. Кризис свободного труда особенно пагубно отразился на творчестве мастеров-керамистов и рисовальщиков.
Не дошедшая до нас живопись классического периода, насколько можно судить по высказываниям древних авторов, имела, как и скульптура монументальный характер и выступала в неразрывной связи с архитектурой. Выполнялась она, видимо, чаще всего фреской, не исключено что употреблялись клеевые краски, а также восковые (энкаустика). Крупнейшим мастером этого времени был Полигнот, уроженец острова Фасоса. Важной особенностью живописи Полигнота было обращение к темам исторического характера («Битва при Марафоне»). Одна из самых знаменитых работ - роспись «Лесхи (дома собраний) книдян» в Дельфах. Описание этой работы сохранилось в трудах Павсания. Известно, что Полигнот употреблял только 4 краски (белую, желтую, красную и черную), видимо, его палитра не слишком отличалась от той, что применялась в вазописи. Согласно описаниям, цвет носил характер раскраски и цветовая моделировка фигуры почти не применялась. Древние восхищались его анатомическими знаниями и особенно умением изображать лица.
Во второй половине и конце 5 в. до н.э. появился ряд живописцев, тесно связанных с тенденциями скульптурной аттической школы. Наиболее известным автором был Аполлодор Афинский. Для его живописи характерен интерес к светотеневой моделировке тела. Он, и еще ряд живописцев (например, Зевксис и Паррасий) стали разрабатывать перспективу, линейную и воздушную. Аполлодор одним из первых пришел перешел к писанию картин, не связанных органически с архитектурным сооружением.
Искусство Поздней Классики
конец Пелопоннесский войн - возникновение Македонской империи
4 в. до н.э. явился важным этапом в развитии древнегреческого искусства, традиции высокой классики перерабатывались в новых исторических условиях. Рост рабства, концентрация богатств в руках немногих рабовладельцев мешали развитию свободного труда. Пелопоннесские войны обострили развитие кризиса. В ряде городов возникают восстания бедной части населения. Рост обмена вызвал необходимость создания единой державы. К середине века складывается течение, объединявшее противников рабовладельческой демократии и возлагавшее надежду на внешнюю силу, способную военным путем объединить полисы. Такой силой явилась Македонская монархия.
Распад полиса повлек за собой утрату идеала свободного гражданина. Вместе с тем трагические конфликты общественной деятельности вызывали появление более сложного взгляда на явления. Искусство впервые стало служить эстетическим потребностям и интересам частного человека, а не полиса в целом: появились и произведения, утверждавшие монархические принципы. Большое влияние на искусство оказал также кризис системы мифологических представлений. Зарождался интерес к быту и характерным особенностям психического склада человека. В искусстве ведущих мастеров 4 в. до н.э. - Скопаса, Праксителя, Лисиппа - была поставлена проблема передачи переживаний человека.
В развитии греческого искусства поздней классики различаются 2 этапа. В первые 2 трети века искусство еще было органично связано с традициями высокой классики. В последнюю треть 4 в. до н.э. происходит резкий перелом, в это время обостряется борьба реалистической и антиреалистической линии в искусстве.
В течение первой трети 4в. до н. э. в архитектуре наблюдался известный спад строительной деятельности, отражавший социальный и экономический кризис, который охватил все греческие полисы. Спад этот был далеко не повсеместный. Наиболее остро он сказался в Афинах, потерпевших поражение в Пелопоннесских войнах. В Пелопоннесе строительство храмов не прерывалось. Во второй трети века строительство снова усилилось.
Памятники 4 в. до н.э. в общем следовали принципам ордерной системы, но существенно отличались от произведений высокой классики. Строительство храмов продолжалось, но особенно широкое развитие получило строительство театров, палестр, гимнасиев, закрытых помещений для общественных собраний (булевтерий) и т.д. Одновременно в монументальной архитектуре появились сооружения, посвященные возвеличению отдельных личностей, не мифического героя, а личности монарха-самодержца. Например, усыпальница правителя Карии Мавсола (Галикарнасский мавзолей) или Филиппейон в Олимпии, посвященный победе македонского царя Филиппа над греческими полисами.
Распад полиса повлек за собой утрату идеала свободного гражданина. Вместе с тем трагические конфликты общественной деятельности вызывали появление более сложного взгляда на явления. Искусство впервые стало служить эстетическим потребностям и интересам частного человека, а не полиса в целом: появились и произведения, утверждавшие монархические принципы. Большое влияние на искусство оказал также кризис системы мифологических представлений. Зарождался интерес к быту и характерным особенностям психического склада человека. В искусстве ведущих мастеров 4 в. до н.э. - Скопаса, Праксителя, Лисиппа - была поставлена проблема передачи переживаний человека.
В развитии греческого искусства поздней классики различаются 2 этапа. В первые 2 трети века искусство еще было органично связано с традициями высокой классики. В последнюю треть 4 в. до н.э. происходит резкий перелом, в это время обостряется борьба реалистической и антиреалистической линии в искусстве.
В течение первой трети 4в. до н. э. в архитектуре наблюдался известный спад строительной деятельности, отражавший социальный и экономический кризис, который охватил все греческие полисы. Спад этот был далеко не повсеместный. Наиболее остро он сказался в Афинах, потерпевших поражение в Пелопоннесских войнах. В Пелопоннесе строительство храмов не прерывалось. Во второй трети века строительство снова усилилось.
Памятники 4 в. до н.э. в общем следовали принципам ордерной системы, но существенно отличались от произведений высокой классики. Строительство храмов продолжалось, но особенно широкое развитие получило строительство театров, палестр, гимнасиев, закрытых помещений для общественных собраний (булевтерий) и т.д. Одновременно в монументальной архитектуре появились сооружения, посвященные возвеличению отдельных личностей, не мифического героя, а личности монарха-самодержца. Например, усыпальница правителя Карии Мавсола (Галикарнасский мавзолей) или Филиппейон в Олимпии, посвященный победе македонского царя Филиппа над греческими полисами.
Филиппейон в Олимпии
Одним из первых памятников, в котором сказались черты поздней классики, был перестроенный после пожара 394 г. храм Афины Алеи в Тегее (Пелопоннес). И здание, и скульптуры были созданы Скопасом. В тегейском храме были применены все 3 ордера.
К середине 4 в. до н.э. относится ансамбль святилища Асклепия в Эпидавре, центром которого был храм бога-врачевателя Асклепия.
Но самым известным зданием был построенный Поликлетом Младшим театр. В нем, как т в большинстве театров того времени, места для зрителей (театрон) располагались по склону холма. 52 ряда (10 000 чел.) обрамляли орхестру - площадку, на которой выступал хор. Со стороны, противоположной местам зрителей, орхестра замыкалась скеной - в переводе с греческого палаткой. Первоначально, скена и была палаткой, где готовились к выходу актеры,но позже скена превратилась в сложное двухъярусное сооружение, украшенное колоннами и образующее архитектурный фон, перед которым выступали актеры. Скена в Эпидавре имела украшенный ионическим ордером просцениум - каменную площадку для проведения отдельных игровых эпизодов главными актерами.
Толос в Эпидавре (Фимела), Поликлет Младший:
Наиболее интересным из дошедших до нас сооружений, воздвигнутых частными лицами, является хорегический памятник Лисикрата в Афинах (334 г. до н.э.) Афинянин Лисикрат решил в этом памятнике увековечить победу, одержанную подготовленным на его средства хором.
Пути развития архитектуры малоазийской Греции несколько отличались от развития архитектуры собственно в Греции. Ей было свойственно стремление к пышным и грандиозным архитектурным сооружениям. Тенденции отхода от классики в малоазийской архитектуре давали о себе знать очень сильно: к примеру, огромные ионические диптеры второй храм Артемиды в Эфесе и храм Артемиды в Сардах отличались пышностью и роскошью убранства. Эти храмы, известные по описаниям древних авторов, дошли до наших дней в скудных остатках.
Наиболее ярко особенности развития малоазийской архитектуры сказались в построенном около 353 г. до н.э. Галикарнасском Мавзолее (арх-ры Пифей и Сатир). В древности он был причислен к семи чудесам света.
Здание представляло сложное сооружение, сочетавшее малоазийские традиции греческой ордерной архитектуры и мотивы, заимствованные у классического Востока. В 15 в. мавзолей был сильно разрушен. И точная реконструкция его невозможна.
О развитии скульптуры этого времени, благодаря римским копиям, можно сказать немного больше, чем об архитектуре и живописи. Отчетливо определились 2 направления. Некоторые скульпторы, формально следовавшие традициям высокой классики, создавали искусство, отвлеченное от жизни, уводившее ее от острых противоречий и конфликтов в мир бесстрастно холодных и отвлеченно прекрасных образов. Виднейшими представителями были Кефисодот, Тимофей, Бриаксис, Леохар.
Общий характер скульптуры и искусства поздней классики в основном определялся творческой деятельностью художников-реалистов. Величайшими представителями этого направления были Скопас, Пракситель и Лисипп. Реалистическое направление получило широкое развитие не только в скульптуре, но и в живописи (Апеллес). Теоретическим обобщением достижений реалистического искусства своей эпохи явилась эстетика Аристотеля.
Противоположность двух направлений выявилась не сразу. Первое время эти направления иногда противоречиво пересекались в творчестве одного мастера. Так, искусство Кефисодота (отец Праксителя) несло в себе и интерес к лирическому душевному настроению и вместе с тем черты нарочитой внешней нарядности.
Кефисодот. Эйрена с Плутосом
Одним из первых скульпторов, в творчестве которого сказалось новое понимание реализма, был Деметрий из Алопеки. Все свое внимание он уделял разработке методов правильной передачи индивидуальных черт портретируемого лица.
Портрет философа Антисфена, 375 г. до н.э. Деметрий из Алопеки
Крупнейшим мастером первой половины 4 в. до н.э. был Скопас. Образы Скопаса отличаются от образов классики бурным драматическим напряжением всех духовных сил. Скопас ввел мотив страдания, внутреннего трагического надлома, внутреннего трагического надлома, косвенно отражающего трагический кризис этических и эстетических идеалов, созданных в эпоху расцвета полисов. В течение своей почти полувековой деятельности Скопас выступал не только как скульптор, но и как архитектор. Дошло до нас лишь немногое: от храма Афины в Тегее остались скудные обломки. Кроме самого здания Скопас выполнил его скульптурное оформление. На западном фронтоне были изображены сцены битвы Ахилла с Телефом в долине Каика, а на восточном - охоты Мелеагра и Аталанты на каледонского вепря.
Раненый воин, голова с западного фронтона
Характерно, что Скопас первым среди мастеров греческой классики стал отдавать предпочтение мрамору, почти отказавшись от применения бронзы.
Менада. 4в. до н.э. уменьшенная римская копия, Дрезден, Альбертинум
Статуя Мелеагра, римская копия, Ватикан
Надгробие юноши. Афины, Национальный музей
Амазономахия, рельефы битвы греков с амазонками для Галикарнасского Мавзолея. Лондон, Британский Музей
В отличие от бурного и трагического искусства Скопаса Пракситель в своем творчестве отращался к образам, проникнутым духом ясной и чистой гармонии и спокойной задумчивости. Как и Скопас, Пракситель ищет пути раскрытия богатства и красоты духовной жизни человека. Ранние произведения Праксителя еще связаны с образами искусства высокой классики. Так, в «Сатире, наливающем вино» он использует поликлетовский канон.
Произведением зрелого стиля Праксителя (~350 г. до н.э.) является его «Отдыхающий сатир».
Отдыхающий Гермес с младенцем Дионисом
Афродита Книдская
Аполлон Сауроктон (убивающий ящерицу)
Артемида из Габий
В художественной культуре второй половины 4 в. до н.э. и особенно последней его трети связь с традициями высокой классики становится менее непосредственной. Именно в это время Македония добилась руководства в греческих делах. Сторонники старой демократии потерпели полное поражение. Также это время известно походами Александра Македонского на Восток (334-325 гг. до н.э.), открывших новую главу в истории античного общества - эллинизм. В художественной культуре тех лет шла борьба между реалистическим и ложно-классическим направлениями. К середине 4 в. до н.э. консервативное антиреалистичное направление получило особенно широкое развитие. Эти традиции видны на рельефах, выполненных Тимофеем, Бриаксисом и Леохаром для Галикарнасского Мавзолея. Наиболее последовательно искусство ложноклассического направления раскрылось в творчестве Леохара. Он стал придворным художником Александра Македонского и создал хрисоэлефантинных статуй царей Македонской династии для Филиппейона. Внешне декоративный характер имела и его скульптура «Ганимед, похищаемый Зевсовым орлом»:
Самой значительной работой Леохара была статуя Аполлона - знаменитый «Аполлон Бельведерский». Несмотря на прекрасное исполнение, детали скульптуры, такие как надменный поворот головы и театральность жеста чужды подлинным традициям классики.
К кругу Леохара близка знаменитая статуя «Артемиды Версальской»:
Величайшим художником реалистического направления был Лисипп. Реализм Лисиппа существенно отличался от его предшественников, но в его творчестве так же решалась задача раскрытия внутреннего мира человеческих переживаний и известной индивидуализации образа человека. Он перестал рассматривать создание образа совершенно прекрасного человека как основную задачу искусства. Но так же он стремился создать обобщенно-типический образ, воплощавший характерные черты человека его эпохи. Мастер находит основу для изображения типического в образе человека не в тех чертах, которые его характеризуют как члена коллектива, а как гармонически развитую личность. Так же Лисипп подчеркивает в своих произведениях элемент личного восприятия. Он создал огромное множество монументальных статуй, предназначенных для украшения площадей и занимавших свое самостоятельное место в городском ансамбле. Наиболее известная - статуя Зевса. Наряду с сооружением огромных статуй Лисипп обращался к созданию статуэток, например статуя сидящего Геракла, принадлежавшая лично Александру Македонскому.
Новым явилось также обращение Лисиппа к разработке в круглой скульптуре больших многофигурных композиций на современные исторические темы. Представление о характере его творчества дают немногочисленные римские копии.
Апоксиомен, Рим, Ватикан
В Апоксиомене Лисипп хочет показать не внутренний покой и устойчивое равновесие, а сложную и противоречивую смену оттенков настроения. Каждая точка зрения существенно важна для восприятия образа, и вносит в это восприятие нечто принципиально новое. Этот метод обхода скульптурного произведения обогатил художественный язык скульптуры.
Отдыхающий Гермес, Неаполь, Национальный музей
Отдыхающий Геракл. «Геракл Фарнезе»
Геракл, настигающий Керинейскую лань
Борьба Геракла с немейским львом, Эрмитаж
Портрет Александра Македонского
Голова Биаса. Рим, Ватиканский музей
Образ мудреца Биаса для Лисиппа - это в первую очередь образ мыслителя. Впервые в истории искусства художник передает в своем произведении сам процесс мысли, глубокой сосредоточенной думы. Исключительный интерес представляет мраморная голова Александра Македонского. Лисипп не стремится воспроизвести со всей тщательностью внешние характерные черты облика Александра, в этом смысле его голова, как и голова Биаса, имеет идеальный характер, но сложная противоречивость натуры Александра передана с исключительной силой.
В последней трети 4 в. до н.э. в портрете разрабатывались не только принципы обобщенной психологической выразительности. Существовало и другое направление - стремившееся к передаче внешнего портретного сходства.
Голова кулачного бойца из Олимпии. Лисистрат (?)
По своему характеру эта голова уже выходит за пределы искусства поздней классики и тесно связана со следующим этапом в развитии греческого искусства.
В 4 в. до н.э., как и раньше, были распространены глиняные фигурки карикатурного или гротескного характера. Богатая коллекция таких статуэток хранится в Эрмитаже.
В поздней классике получили свое развитие реалистические традиции живописи последней четверти 5в. до н.э. Крупнешим среди живописцев был Никий, которого высоко ценил Пракситель. Он поручал ему тонировать свои мраморные статуи. Ни одно из подлинных произведений Никия не дошло до нашего времени. На одной из Помпейских фресок воспроизведена картина Никия «Персей и Андромеда».
Наибольшего мастерства достиг Апеллес, бывший наряду с Лисиппом самым знаменитым художником последней трети века. Известен его портрет Александра Македонского. Он также являлся автором ряду аллегорических композиций, дававшим, согласно сохранившимся описаниям, большую пищу уму и воображению зрителей. Некоторые сюжеты были настолько подробно описаны современниками, что их часто пытались воспроизвести в эпоху Возрождения.
В 4 в. до н.э. была широко распространена и монументальная живопись. Почти полное отсутствие подлинников лишает возможности дать ей оценку.
Роспись гробницы в Казанлыке (Болгария)
Искусство 2 половины 4 в. до н.э. завершило собой длительный путь развития греческой классики. В произведениях классического искусства впервые нашел свое совершенное художественное выражение идеал гармонически развитого человека.
Комментариев нет:
Отправить комментарий