среда, 1 июля 2015 г.

История искусств. Лекция 2: Искусство Передней Азии



(Кстати, на картинке легендарный Орел, когтящий оленей, кто не в курсе. Рельеф из Эль-Обейда)

Первоначально, рабство существовало еще в недрах первобытно-общинного строя: рабы принадлежали или всей общине или представителям родовой знати. Постепенно из-за перехода средств производства в руки меньшинства произошло подчинения большинства меньшинству, возник рабовладельческий строй, основой которого была собственность рабовладельца на средства производства и работника производства. Зарождение рабовладельческого строя было исторически необходимым и имело прогрессивное значение в развитии человеческого общества: эксплуатация рабов позволила выделить огромные материальные ресурсы для строительства, а также способствовало разделению умственного и физического труда, что в свою очередь способствовало возникновению искусства и науки (литература, театр, музыка, архитектура, живопись, скульптура, прикладные искусства). Несмотря на то, что все области искусства и науки были поставлены на службу государству и господствующему классу, рос интерес к познанию мира и места человека в нем.

Впервые рабовладельческие государства возникли в конце 4 тысячелетия до нашей эры в Египте и Передней Азии, затем в Китае и Индии, позднее в Закавказье и Средней Азии. Для стран Древнего Востока характерно очень медленное развитие рабовладения, долго сохранялась сельская община и общинная собственность, т.к. община играла большую роль в создании искусственного орошения. В идеологии  древне-восточных обществ важную роль играли религии, поставленные на службу обожествляемой царской власти. Искусство и литература стали идеологическим оружием. Тем не менее, несмотря на отсутствие гуманистических начал и ограниченное раскрытие образа человека в искусстве, это важный историко-культурный шаг: возникла письменность и ее разные системы, появились зачатки научных знаний (математика, астрономия, медицина, философия).

Особенностью искусства Древнего Востока является разработка канонов, отступление от которых считалось святотатством. Каноны были необходимы для сохранения изобразительного прогресса в рамках медленного развития. Одним из наиболее ранних искусств Древнего Востока было искусство западной, или иначе Передней Азии. На протяжении 3 тысяч лет в долинах рек Тигра и Ефрата (Двуречье) возникали сначала древние шумеро-аккадские государства, затем Вавилон, Митанни и Ассирия. Во 2 тысячелетии до нашей эры на территории Малой Азии, а позднее и Северной Сирии существовало государство хеттов. На северо-востоке (Армянское нагорье) находилось государство Урарту. На западе от Двуречья в 1 тысячелетии до нашей эры на некоторое время возвысилась Палестина, Финикия и Сирия. На востоке (Иранское плато) находились древние государства Элам, а затем Мидия и Персия (Иран).

Памятники архитектуры дошли до нашего времени в небольшом количестве из-за ряда условий: во-первых, они были созданы в основном из сырцового кирпича, легко разрушающегося во влажной почве, во-вторых, история Древнего Востока пережила множество разрушительных войн и набегов.



Древнейшая культура племен и народов Двуречья
(4 - начало 3 тысячелетия до нашей эры)
В это время происходит зарождение классового общества (периоды Обейда, Урука и Джемдет-Наср, по местам открытий). 
В период Обейда происходит переход от охоты и рыболовства к земледелию  и скотоводству,а к концу периода - от камня к металлу. Особенные находки этого периода -  крашенная керамика. В строительном ремесле преобладали плетеные круглые, а позже и прямоугольные хижины, перекрытые перевязанными пучком стеблями и обмазанные глиной для удержания тепла. Скульптура существует в виде примитивных статуэток.


Часть фриза Эль-Обейда со сценами сельской жизни.
Медная статуэтка быка из Эль-Обейда. Около 2600 г. до н.э.

В период Урука (середина 4 тысячелетия до нашей эры) появляется новый вид керамики, изготовленной на гончарном круге из красной глины с простыми процарапанными орнаментами. Появляется монументальная архитектура, здания строятся на высоких платформах. Далее этот принцип будет повсеместно применяться в постройке зиккурата. Один из сохранившихся примеров  архитектуры этого времени, так называемый Белый дворец (из-за цвета обмазки стен). Также в это время были изобретены печати, которые в дальнейшем будут применяться как знак собственности.
Алебастровая ваза из Урука

Период Джемдет-Наср (конец 4 - начало 3 тысячелетия до нашей эры) характеризуется увеличением доли ремесел, налаживается межплеменной обмен, а также появляется рабский труд. Значительно увеличивается влияние искусства. Особенно сильно развивается глиптика (резные камни, печати и амулеты) с рельефными изображениями. Появляется скульптурный рельеф, еще неумелый и весьма примитивный, появляются черты в изображении человека на плоскости, оторые позднее будут канонизированы: ноги и голова изображены в профиль, а туловище в фас. Появляются многофигурные композиции (Ваза из Урука). Развивается круглая скульптура (женская голова из Урука) с инкрустированными глазами. 
Женская голова из Урука

Искусство Шумера 
(27-25 вв до н.э.)
В начале 3 тысячелетия до нашей эры стали образовываться первые небольшие рабовладельческие государства в Двуречье. Раньше всех возникли на юге Ур, Урук, Лагаш и другие. При помощи военной силы в дальнейшем они объединялись. Во второй половине 3 тысячелетия до н.э. на севере возвысился Аккад, правитель которого Саргон I объединил бОльшую часть Двуречья, создав Шумеро-Аккадское царство. Важную роль играла религия, сохранившая пережитки прошлого: в основном поклонялись силам природы и животным. Боги изображались в виде людей, зверей, фантастических существ. В архитектуре ведущую роль играла архитектура дворцовых построек и храмов, украшенных скульптурой и живописью. Зодчество носило крепостной характер. Основным материалом являлся кирпич-сырец, реже обожженный кирпич. Здания возводились на платформах, использовалась ломанная линия стены, узкие окна. Освещение происходило через дверной проем и отверстия в крыше. Здание строилось вокруг внутреннего открытого двора. (Реконструкция храма в Эль-Обейде 2600 г. до н.э.) В украшении применялась круглая скульптура и рельеф из дерева, покрытого медными листами, применялась инкрустация. Шумерами создан зиккурат - высокая ступенчатая башня при храме главного божества, на вершине которой находилось небольшое сооружение, так называемое "жилище бога".

Храм в Эль-Обейде. Реконструкция
Зиккурат в Уре

Пластика середины 3 тысячелетия до нашей эры характеризуется преобладанием мелкой скульптуры культового назначения. Появляется металлопластика, в основном предназначенная для гробниц. Также обрабатывают золото. Лучшим образцом скульптурного рельефа того времени является стела Эаннатума (Стела Коршунов). В глиптике часто встречается мотив борьбы Гильгамеша с животными.
Стела Эаннатума из Лагаша

Искусство Аккада
(24-23 века до нашей эры)
В 24 в. до н.э. возвысился семитский город Аккад, объединивший под своей властью бОльшую часть страны. Это позволило создать общую ирригационную сеть. В искусстве Аккадского царства получили развитие реалстические тенденции. Пример - Победная стела царя Нарамсина из красного песчанника. Особенно выделяется единство и ясность композиции по сравнению с более ранними работами, нет "поясов", разделяющих изображения. Умелое расположение фигур создает впечатление движения и пространства. Использованы правильные пропорции тела, но разворот остается каноническим. Пример круглой скульптуры - голова Саргона I (медь). В печатях все так же часто используется сюжет подвигов Гильгамеша. 
Победная стела царя Нарамсина
Голова Саргона I (Древнего)

Искусство Шумера
(23-21 века до нашей эры)
Во II половине 3 тысячелетия до нашей эры произошло нашествие в Двуречье горного племени гутиев, завоевавших Аккадское государство. Их правитель - Гудеа прославился своей строительной и восстановительной деятельностью. Однако архитектурных памятников этого времени сохранилось немного, сохранилась монументальная скульптура, ярким примером которой является Статуя Гудеа сидящего. Впервые встречается тонкая моделировка обнаженного тела и первая робкая попытка наметить складки одежды. В трактовке лица впервые появилось стремление к передаче портретных черт.
После изгнания гутиев в 2132 году владычество переходит к городу Уру, где в это время правит III династия Ура. Ур выступает новым объединителем страны. Наиболее многочисленные памятники этого периода - печати-цилиндры с изображением божественной власти царя. Происходит сужение тематики изображений - поклонение божеству, наблюдается строгое следование образцам в ремесле.
Женская голова из Ура (белый мрамор)

Искусство Вавилона
(19-12 века до нашей эры)
Выдвижение Вавилона в 19 в. до н.э., объединившего под своей властью шумеро-аккадские государства, было связано с завоеванием Двуречья аморитами. Культура этого времени достигает большой высоты: совершенствуется письменность, научные знания. Памятников искусства сохранилось очень мало, самый известный из которых - рельеф, венчающий свод законов царя Хаммурапи.   
Также найдены памятники государства Мари, находившегося выше Вавилона, на Ефрате. Найден дворец с настенными росписями, повествующими о культовых и триумфальных сценах. После смерти Хаммурапи Вавилон был завоеван касситами, которые правили там почти 600 лет.


Искусство хеттов и Митанни
(18-8 века до нашей эры)
Обычно хеттами называют народы, основавшие во 2 тысячелетии до нашей эры могущественное государство в Малой Азии. Искусство хеттов не едино. Различают малоазийское искусство (памятники Хаттушаша, Язылы-Кая) 18-12 вв. до н.э. и искусство хеттов северной Сирии (памятники города Самаля, Кархемиш) 12-8 вв. до н.э. 

Необычна планировка северносирийских хеттских городов - эллиптическая или круглая, применялась циклопическая кладка. Особенность хеттской архитектуры - отдельно стоящая колонна на базе в виде животных, одного или двух, обычно львов или сфинксов. Хетты изобретают новый тип зданий - битхилани - крытый вход перед дворцом (портик с двумя колоннами, фланкируемый двумя четырехугольными башнями. В украшении дворцов и храмов получила развитие портальная скульптура. Пример: Ворота Хаттушаш. Основание из львов и сфинксов, тело - рельеф, протом (передняя часть туловища) выполнена в технике круглой скульптуры. Наиболее важные памятники - рельефы в Язылы-Кая, высеченные на скалах и изображающие 2 процессии, двигающиеся навстречу друг другу.
К искусству хеттов близко искусство Митанни - хуритского государства, основанного в 17 в. до н.э. в северном Двуречье - в центре торгового пути. Наиболее интересным памятником является дворцовый комплекс царя Капара в Тель-Халафе (11-9 вв. до н.э.). Зодчество связано с монументальной скульптурой, имеющей не только декоративную, но и архитектурно-конструктивное значение.
Статуя портала Тель-Халафа. Митанни

Искусство Ассирии
(9-7 века до нашей эры)
Крупнейшую роль в истории Древнего Востока в первой половине I тысячелетия до нашей эры сыграла Ассирия. Владения Ассирии распространились на Западную Азию от Ирана до Средиземного моря, и доходили до столицы Египта - Фив. Около 7 века до н.э. ассирийцы столкнулись с греками, произошел важный культурно-исторический обмен опытом.

Ассирийское искусство имело светский характер, несмотря на тесную связь с религией. В зодчестве преобладала не культовая, а крепостная и дворцовая архитектура. Известный памятник - дворец Саргона II в Дур-Шаррукине, ныне Хорсабад, который был построен вместе с городом в 8 веке до н.э. Город окружен не только внешней стеной, но и внутренней, защищавшей дворец от восстаний. По плану дворец похож на обычный жилой дом, только значительно больше. Комплекс делится на 3 части: приемную, жилую и храмовую, в которую входил зиккурат, состоящий из 7 ярусов.

Входы во дворцовый ансамбль охраняли огромные каменные фигуры (3-4 метра) фантастических крылатых быков или львов с человеческими головами - "шеду", ставшие покровителями дворцовых сооружений. Фигуры выполнены в технике очень высокого рельефа, переходящего в круглую скульптуру. Моделируя фигуры, скульптору пришлось добавить лишнюю ногу, таким образом получалось, что смотрящий в фас видел фигуру стоящей, а в профиль - идущей.

По сторонам от шеду вдоль по фасаду здания располагались фризом цепь монументальных рельефных изображений подвигов Гильгамеша, чередующихся с изображением крылатых людей и быков. Верхние части дворцовых входов украшали яркие изразцовые панно.

Примером внутреннего убранства дворца является дворцовый комплекс Тил-Барсиба (Тель-Ахмар) 8-7 вв. до н.э. Росписи внутренних стен изображают сцены войны или жизнь царя - это контурный раскрашенный рисунок, нанесенный на известковую штукатурку. По белому фону писали черной, зеленой, красной и желтой красками. Роспись и глазурованный орнамент обычно занимали верхнюю часть стены, нижняя предназначалась для рельефов. Исследователи считают, что существовали картоны, по которым наносили общий контур изображения, также есть данные предполагать наличие трафаретов рук, ног, голов и т.д. не только человека, но и животных. 
Всадники. Роспись дворца в Тил-Барсибе

В 9 веке до нашей эры при Ашшурнасирпале II Ассирийское государство достигает своего наибольшего возвышения. Почти во всех композициях этого времени присутствует пейзаж. В 8 веке до н.э. искусство проявляет особый интерес к облику людей, природным явлениям. Если раньше художники пытались передать силу и мощь через размер изображения и преувеличение мускулатуры, то теперь трудности изображаются через пейзаж и его детали.

В конце 8 -начале 7 века до нашей эры наблюдается дальнейшее развитие рельефа: усложняются композиции (Сооружение дворца Синахериба). Наивысшего расцвета рельеф достиг при правлении Ашшурбанилапа, ярко проявились тенденции к реализму. Композиции очень динамичны, особенно правдоподобно изображены сцены охоты, в том числе убитые и раненые звери. 


Битва на верблюдах. Рельеф из дворца Ашшурбанипала
Охота Ашшурбанипала
Раненая львица
Газели

Несмотря на совершенствование композиционных приемов и техники исполнения рельефов, наблюдаются черты застоя, увеличения декоративности, геральдической отвлеченности. В круглой скульптуре ассирийские мастера не достигли такого совершенства, как в рельефе. Одна из самых известных работ - статуя Ашшурнасирпала II, чрезвычайно плоскостно трактованная, и больше напоминающая доску.
Большого совершенства достигла металлопластика (Ворота города Имгур-энлиль). В глиптике большое место занимают сцены религиозного содержания. Ассирийцы также обогатили систему клинописи, научные знания, литературу, воспринятую у древних народов двуречья. Об этом свидетельствует библиотека во дворце Ашшурбанипала.
Ворота Имгур-энлиль

Искусство Нововавилонского царства
(7-6 века до нашей эры)
После падения Ассирии в 7 веке под натиском всех объединившихся ее врагов, восстановилась независимость Вавилона, он вновь становится центром. Жречество играло огромную роль, вероятно под его воздействием официальное искусство ушло в сторону декоративного стиля.


Расцвет нововавилонского зодчества относится ко времени правления Навуходоносора II. Он предпринял все меры, чтобы сделать Вавилон неприступной крепостью (по вавилонской стене могла проехать упряжка с 4 лошадьми). Пожалуй, самая известная постройка этого времени - Летний дворец Навуходоносора II, знаменитый своими "висячими садами". Главный храм Вавилона был посвящен богу Мардуку - "Э-Сагила", рядом с храмом находился известный зиккурат "Э-Теменанки", в основе которого был квадрат 91*91 м, а высота достигала 90 метров. Именно это сооружение дало повод для сложения библейского сказания о Вавилонской башне.
Вавилонская башня (зиккурат этеменанки). Реконструкция
Самым известным и наиболее хорошо сохранившимся памятником этого периода являются Ворота Иштар, по которым процессии двигались в город, где располагалась широкая дорога процессий.
Реконструкция Ворот Иштар, Берлин

Несмотря на яркость и пышность узоров, искусство Нововавилонского царства очень декоративно и его образы лишены силы, - это таит в себе признаки упадка. Об этом также свидетельствуют изображения глиптики, крайне схематичный и иногда лишенные смысла.

После смерти Навуходоносора Вавилон утратил свое значение, погряз во внутренних конфликтах, а в 538 году до нашей эры был захвачен Киром и присоединен к Иранскому государству.

Несмотря на узкоклассовые задачи, которые рабовладельческая знать и жречество ставило перед искусством, оно отразило многие существенные стороны действительности, и в некоторые, хоть и недолгие, периоды приобретало реалистические тенденции. Искусство как средство художественного познания реального мира стало по сравнению с первобытным искусством на более высокую ступень, соответствующую новым условиям жизни общества и его успехам в овладении силами природы.



Внимание! Задание:
В этот раз даю Вам небольшое задание для размышления. Ответить необходимо в комментариях к этому посту в группе Motion Campus в нескольких предложениях. Какое человеческое изобретение является прародителем дизайна (первым объектом дизайна) и промышленного конструирования и почему?  У соседей по парте не списывать и в интернет не подглядывать! Интересны Ваши и только Ваши рассуждения.
Если возникнут какие-либо вопросы - я всегда на связи!



Постскриптум и напутствие читателям:
История каждого государства, каждого выдающегося этапа - это палка о двух концах. Любое событие в истории переживает этап своего становления, величайшего расцвета с потрясающими открытиями и новшествами, и период вырождения и упадка. Начиная изучать такую прекрасную науку, как история искусств, Вы раз за разом будете окунаться в волны развития разных народов и их культур, переживать взлеты и падения целых эпох. Надеюсь, Вы в полной мере переживете эти красочные эмоции. 

Для общего развития и понимания исторического прогресса советую ознакомиться с концепцией дионисийской и аполлонической силы, описанной Фридрихом Ницше в сочинении "Рождение трагедии из духа музыки" (1872). Искренне надеюсь, что со временем вы обретете полноценную картину культурного развития человека, с логически выстроенными цепочками взаимосвязей событий. Удачи! 

Комментариев нет:

Отправить комментарий