вторник, 21 июля 2015 г.

Словарь художественных терминов (пополняется)

Архитектурный ордер — тип архитектурной композиции, использующий определённые элементы и подчиняющийся определённой архитектурно-стилевой обработке. Включает в себя систему пропорций, предписывает состав и форму элементов, а также их взаиморасположение.
Архитектурный ордер является воплощением стоечно-балочной системы, тектонически состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) элементов. Стилевое единство с использованием колонн было и в древнеегипетской, и в крито-микенской архитектуре, однако только в Древней Греции появилась строгая система, которая получила название «ордер». Само слово происходит от латинского «ordo» — строй, порядок, впервые было употреблено теоретиком архитектуры второй половины I века до н. э. Витрувием, автором трактата «Десять книг об архитектуре».
Различают пять классических ордеров, которые впервые выделил итальянский архитектор Джакомо да Виньола: дорический, ионический и коринфский возникли в Древней Греции, тосканский и композитный — в Древнем Риме. Коринфский в Древней Греции почти не применялся и стал распространён в Древнем Риме.


Портик – это выступающая вперед часть здания, открытая на одну или три стороны и образованная несущими элементами (колоннами, пилястрами, арками), поддерживающими перекрытие. В этой модели представлен портик греко-дорического ордера, оформляющий вход в городскую усадьбу конца XVIII века. Основными частями портика являются колонны, опирающийся на них антаблемент, и венчающий конструкцию фронтон. Вместо фронтона мог применяться аттик.

Колонны – выразительная часть портика, придающая ему монументальность. Важнейшие части колонны – ствол и капитель. Третьей основной частью колонны является расположенная в нижней части база, но в греко-дорическом ордере она не применялась. Иногда колонну устанавливают на пьедестал.

Ствол, или фуст – основной вертикальный элемент колонны. В ордерной архитектуре ствол имеет небольшое расширение (энтазис) примерно на третьей части высоты колонны от ее основания, а кверху сужается. Это сделано для того, чтобы сгладить зрительные искажения. Ствол часто покрывают каннелюрами.

Каннелюры – вертикальные углубления, желобки на стволе колонны, пилястры. Каннелюры придают колонне стройность, подчеркивают вертикальный характер конструкции. Каннелюры применяются во всех ордерах, кроме тосканского. Однако в эпоху классицизма каннелюрами покрывались не все колонны, особенно в том случае, когда они возводились из кирпича (наиболее распространенный в русском классицизме материал). В разных ордерах каннелюры различаются формой и количеством. В дорическом ордере их обычно 20, и они расположены вплотную друг к другу. В других ордерах между каннелюрами оставляют гладкие полосы – дорожки.

Капитель – верхняя часть колонны, пилястры, расположенная между стволом опоры и вышележащими частями здания (антаблементом, стеной, пятой арки и др.). Капитель – одна из наиболее узнаваемых и проработанных частей ордера. В античной архитектуре сложились основные типы классических ордерных капителей: дорическая, ионическая, коринфская, композитная. Однако термин «капитель» применяется не только к классической колонне, но и к верхней части любой колонны, если эта часть как-либо выделена. Именно наличие капители отличает колонну от простого столба. На представленной модели мы видим наиболее простую греко-дорическую капитель. Она состоит из похожего на тарелку эхина и венчающей его плиты – абаки.

Эхином называют нижнюю часть капители дорической колонны, по форме напоминающую усеченный конус со сглаженными очертаниями или блюдце (отсюда русское название эхина – тарелка). В римско-дорическом ордере эхин мог быть украшен овами. Иногда нижняя часть эхина опоясана небольшими валиками. В дорическом ордере на эхин опирается абака.

Абака или абак – верхняя плита капители колонны, свойственная всем ордерам. В дорическом и ионическом ордерах абаки представляют собой квадратную плиту, а в коринфском и композитном имеют форму квадрата с вогнутыми сторонами. В этом случае они украшаются в середине сторон различными лепными или резными украшениями. Абака греко-дорического ордера, которую мы видим в этом примере, наиболее простая: она выглядит как лишенная декора квадратная плита. Абаки обычно выступают за линию лежащего на них антаблемента.

Антаблемент – элемент архитектурного ордера: горизонтальная, несомая часть, опирающаяся на колонны, пилястры, столбы. Состоит из архитрава, фриза и карниза. Эти части ведут свое происхождение от деревянных конструкций ранних античных храмов. Считается, что архитрав происходит от продольных деревянных балок, укладываемых на колонны, фриз – от торцов поперечных балок, уложенных на них сверху и прикрытых плитами, а сильно выступающий карниз – край кровли, защищавший конструкцию от дождя.

Архитрав – нижняя из трех горизонтальных частей антаблемента, опирающаяся непостредственно на капители колонн. В дорическом и тосканском ордерах архитрав, как правило, гладкий; в ионическом, коринфском, композитном он состоит из нескольких уступов – фасций. В античных храмах дорического ордера, наиболее связанного с приемами деревянной архитектуры, архитрав по ширине практически равен фризу. Но позже этот элемент начали сужать, а иногда обходились и без него. Антаблемент, в котором архитрав отсутствует называют облегченным.

Фриз – центральная часть антамблемента, расположенная между архитравом и карнизом. Имеет вид широкой горизонтальной полосы, которая иногда заполняется повторяющимися деталями или сплошной лентой рельефа. В дорическом ордере используется триглифно-метопный фриз, в которм метопы чередуются с триглифами. Считается, что триглифы изображают торцы поперечных деревяных балок ранних античных храмов, а метопы – промежутки между балками, закрытые плитами.

Триглиф – повторяющийся декоративный элемент дорического фриза – прямоугольная плитка, разделенная бороздками на три вертикальных части. В нижней части украшается маленькими каплевидными выступами – гуттами.

Гутты – мелкие каплевидные украшения в виде усеченных пирамидок, конусов или цилиндров. По мнению некоторых исследователей, происходят от деревянных гвоздей-нагелей, которыми крепились отдельные элементы деревянных античных храмов. В дорическом ордере гутты располагаются под триглифами (по шесть на один триглиф), а также на нижней поверхности мутул. Однако в русской архитектуре мутулы не всегда украшали гуттами.

Метопа или метоп – часть дорического фриза, углубленный промежуток между триглифами. Триглифы всегда располагают так, чтобы метопы имели квадратную или близкую к квадратной форму. Метопы часто заполняли различными декоративными деталями, а иногда и оставляли гладкими.

Карниз в ордерной архитектуре – верхняя часть антаблемента, выдающаяся вперед плита. Помимо декоративного значения, защищает антаблемент и колонны от дождя. По нижней стороне карниза обычно располагают повторяющиеся элементы, которые несут декоративный характер, а иногда выполняют роль кронштейнов. В дорическом ордере такими элементами являются мутулы.

Мутулами называют прямоугольные плиты, расположенные под карнизом дорического ордера. Считается, что они происходят от концов стропил деревянной крыши. Поэтому мутулы в ордере несколько наклоняют наружу. Но в русской архитектуре такой наклон оказывается символическим, или же не используется вообще. Аничные мутулы украшали несколькими рядами гутт, но русской архитектуре мутулы часто оставляли гладкими. Мутулы всегда располагаются над триглифами и имеют такую же ширину.

Фронтон – завершение портика, фасада здания и т. п. в виде широкого равнобедренного треугольника. Для портика это достаточно типичный, но не единственный завершающий элемент – иногда вместо него применяется прямоугольный аттик. Снизу фронтон ограничен карнизом антаблемента, сверху – двумя наклонными карнизами двускатной кровли. Внутренне поле фронтона называется тимпаном.

Тимпан – внутренне углубленное треугольное поле фронтона, ограниченное карнизами. Тимпан фронтона оставляли гладким или же заполняли различными рельефными украшениями, зачастую символического характера. Например, в тимпане фронтона Большого театра в Москве изображены музы, несущие лавровый венок.


Кариатида — статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента и, следовательно, заменявшая собой колонну или пилястру. Если такая статуя изображает женщину с корзиной плодов или цветов на голове, то она называется также канефорой. Название, присвоенное этому архитектурному мотиву, произошло, как полагают, от девушек г. Кария, в Аркадии, которые на праздниках в честь богини Артемиды совершали религиозные танцы с корзинами на головах.

Комментариев нет:

Отправить комментарий