вторник, 21 июля 2015 г.

История искусств. Лекция 4: Эгейское искусство




Эгейскай культура развивалась на островах и берегах Эгейского моря, в восточной части Средиземноморья, в течение почти двух тысяч лет, с 3000 до 1200 г. до н.э. Центром эгейской культуры был остров Крит, также она захватывала Кикладские острова, Пелопоннес (Микены, Пилос, Тиринф), западное побережье Малой Азии (Троя). Другое название этой культуры - крито-микенская.

Начало культуры на Крите восходит к неолиту. Местоположение Крита обеспечивало развитие торговли и мореходства. Около 2000 г. до н.э. на Крите были возведены первые дворцы военных вождей, укрепленные стенами и башнями (Кносский), стоявшие на холмах дворцы, такие как дворец в Фесте, укреплений не имели. Около середины 18 в. до н.э. на Крите произошла какая-то катастрофа, характер которой до сих пор не ясен, но эгейская культура не была уничтожена, а наоборот, в 17 в. до н.э. начался новый ее расцвет. Искусство Крито создало многочисленные произведения: своеобразную архитектуру , декоративную живопись, керамику, мелкую пластику и резные камни. Расцвет искусства в Крите совпадает с периодом Нового Царства в Египте, в целом они близки друг  другу. Однако в нем нет монументальности, нет строгого спокойного ритма и симметрии. 
Наиболее значительным архитектурным памятником Древнего Крита является Кносский дворец. Греческие мифы о загадочном Лабиринте и о человеке-быке Минотавре были связаны именно с ним. Весь дворцовый комплекс сложился окончательно около 1600 г. до н.э.


Очень большую роль играли стенные росписи, отличающиеся исключительной декоративностью, контрастность цветовых сопоставлений говорит об учете художниками освещения рассеянным или слабым светом. 

Стены дворца были сложены из сырцового кирпича с применением деревянного каркаса, бутовой кладки и облицовки нижней части стен большими каменными плитами; кроме известняка широко использовались гипсовые блоки. Одной из самых своеобразных особенностей эгейской архитектуры были расширяющиеся кверху деревянные колонны с базой из камня или гипса и широкой каменной капителью. Наряду с такими существовали еще прямые и сужающиеся кверху колонны.
Стены комнат покрывались штукатуркой и расписывались. по сырой штукатурке (фрески). Располагались росписи в виде фризов и панелей. Образно-смысловое содержание связано с религиозно-мифологическими представлениями. Но т.к. эгейская письменность не полностью расшифрована, и многие факты о мифологии просто не известны, судить приходится по сохранившимся упоминаниям в летописях других государств. 
Наиболее ранней фреской в Кносском дворце считается так называемый «Собиратель шафрана» (возможно, 18 или 17 в. до н.э.) Но не вся живопись Крита имела такой условный характер.
Сохранившиеся фрески конца 17 - начала 16 в. до н.э. из Агиа Триады обладают большой реалистической наблюдательностью. Например, фрагмент с охотящейся кошкой. 

Или «Синие дельфины и цветные рыбы»:


«Дамы в голубом». Лица нарисованы в профиль, а тело в фас:

«Фреска с табуретами» и, вероятно ее часть, так называемая «Парижанка»
Среди фресок Кносского дворца, как и во всем искусстве Крита, значительное место занимает изображение быка.
К позднему периоду относятся росписи в так называемом «коридоре процессий» Кносского дворца. 

«Царь-жрец». Рельеф около 2.22 м высоты, слабо выступающий из фона:
 Тронный зал царя Миноса:

Борющиеся мальчики, Святилище дам, остров Фера:

Сложный и разнообразный путь прошла критская керамика. Наиболее ранние сосуды выполнены руками и покрыты простыми геометрическими узорами, обычными для искусства неолита. К середине среднеминойского периода, около 17 века до н.э., искусство керамики достигло расцвета. К этому времени относятся известные вазы, найденные в пещере Камарес.


В конце среднеминойского периода росписи стали более реалистическими, появились сосуды с изображениями растений. Раскраска становилась более изысканной.



В росписях позднеминойского периода (16 век до н.э.) преобладают рыбы, раковины наутилусов, морские звезды и т.п. Одним из шедевров этого времени является ваза с осьминогами из Гурнии.

Позднее, в 15 в. до н.э., в керамике, как и в настенной живописи, началось усиление схематизации. Сложился так называемый  «дворцовый стиль» - рисунок постепенно превратился в орнамент.
Ко времени расцвета Крита, вероятно, к 16 в. до н.э., относятся каменные, покрытые рельефом сосуды, сделанные из стеатита.

К этому же периоду относятся знаменитые золотые кубки с изображением быков, найденные на Пелопоннесе, близ деревни Вафио.
Период расцвета критского искусства сопровождался развитием мелкой пластики. Найденные на Крите статуэтки, таблички и др. сочетают в себе обычную для эгейского искусства декоративность с большей долей реалистической наблюдательности. 


Шедевром критской мелкой пластики можно назвать статуэтку богини со змеями (священное животное на Крите) Бостонского музея, сделанную из слоновой кости и золота.

Есть основания думать, что на Крите существовала и крупная скульптура, скорее всего деревянная, которая не сохранилась.
Упадок критской культуры в 15 в. до н.э., возникший, вероятно, из-за внутреннего кризиса, сильно отразился на искусстве быстро нарастающей схематизацией и геометризацией форм. С наибольшей яркостью отразился в скульптуре: статуэтки юношей этого времени отличаются неестественно удлиненными пропорциями, примитивным изображением тела и лица.
Около 1400г. до н.э. города Крита были разрушены, по видимому, иноземным (скорее всего, ахейским) военным вторжением. Разрушение Кносского дворца отразилось в греческих сказаниях о Тесее - герое, победившем чудовищного Минотавра.

Эгейское искусство, сложившееся на материке Греции, обычно называется микенским искусством. Вопрос об этнической принадлежности населения Крита и Микен довольно сложен, предполагается, что они относятся к разным этническим группам. Жители Микен, вероятно, были ахейцами. 
Расцвет микенской культуры относится к 1500-1200 гг. до н.э. В это время наблюдалось разложение родового строя и формирование аристократии. Складывался рабовладельческий строй, формировались небольшие государства во главе которых был басилевс - военный вождь. Легенды о внутренней борьбе за царский престол отразились позднее в греческой мифологии и трагедии. 
Ведущее место  в микенском искусстве занимает архитектура. Архитектурные памятники находятся на возвышенных местах и хорошо укреплены. Внутри крепостных стен находились дворцовые здания, в которых жил басилевс, его семья и родственники. Композиция этих дворцовых комплексов имела некоторые общие черты с композицией критских дворцов. Но также были местные особенности: в плане дворца центральное место занимал мегарон - большой прямоугольный зал с очагом в середине, четырьмя расширяющимися кверху колоннами по сторонам очага, и сенями (продомосом), имевшим наружный портик с двумя колоннами. Центральное место мегарона в архитектурном ансамбле, план мегарона и портик «в антах» (с двумя колоннами между выступами боковых стен мегарона) были теми чертами эгейской культуры, которые перешли в архитектуру Древней Греции.
План дворца в Тиринфе
 Галерея в Тиринфе
Современный вид
Стены дворцовых построек были сложены из сырцового кирпича с деревянными прокладками, покрыты штукатуркой и иногда расписаны. Для микенской культуры также характерна примитивная техника кладки крепостных стен из неотесанных камней насухо - циклопическая кладка, так назвал эту кладку греческий путешественник Павсаний (2в. н.э.) в своем «Описании Эллады», потому что такие камни (более 3м в высоту и 1 м в ширину) под силу передвигать только мифическим циклопам.
Микенские дворцы-крепости были предшественниками позднейших акрополей в Греции. Большим своеобразием отличались микенские погребальные сооружения. Это «шахтные могилы», высеченные в скале, и купольные гробницы (толосы). Лучше всего сохранилась купольная гробница 14 в.до н.э. в Микенах - «сокровищница Атрея», по имени отца царя Агамемнона, вождя ахейцев, героя Троянской войны.



«Львиные ворота», ведущие в акрополь Микен. Рельеф этих величественных ворот - единственный пример монументальной скульптуры в эгейском искусстве. Геральдический характер рельефа вполне соответствует условному искусству Микен.


Микенская стенная живопись сохранилась в Микенах, Тиринфе, Фивах и др. Сюжеты росписей те же, что и на Крите. Возможно, исполнителями были критские мастера. Фреска из Тиринфа с изображением акробатических игр с быком похожа на критскую.
Девушка, несущая ларец из слоновой кости - гораздо больше выступают черты местного искусства, хотя костюм и прическа девушки явно критские.
К числу лучших фресок Тиринфа относится сцена охоты на кабана.

Декоративность микенской живописи ближе к декоративности орнамента: в ней преобладает не пятно, а линия. С течением времени черты условной схематизации все более нарастали. Это видно по сцене с изображением двух девушек на колеснице - так называемых «охотниц».
Гомер называл Микены златообильными. Действительно, раскопки дали совершенно исключительные по богатству вещи, например, известная маска Агамемнона.

Найдено множество кубков, чаш грубой местной работы, но массивные и из чистого золота. Кубок из горного хрусталя с ручкой в виде головы утки, тяжелые бронзовые мечи с рукоятками из слоновой кости с инкрустацией золотом, множество украшений, - в прикладном искусстве, как и в архитектуре, видно сочетание высокоразвитой критской культуры  с местной. Очень интересным видом эгейского искусства являются резные перстни-печати из камня и металла. 

В периоды процветания Критской державы эгейская культура распространялась также на побережье Малой Азии, и богатая Троя входила в сферу ее влияния. Основываясь на «Илиаде» и «Одиссее» Гомера и на археологических данных, можно предположить, что в 13-12 вв. до н.э. союз ахейских племен с Микенами во главе начал борьбу за обладанием Геллеспонтом на побережье Малой Азии. Длительная осада Трои (10 лет) окончилась победой ахейцев, но обессилила обе стороны. Около 1200 г. до н.э. микенская культура была сметена новой волной греческий племен - дорийцев, теснимых фракийцами и иллирийцами. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий